Рубрики


« | Главная | »

Кто виноват в гибели Катерины? (Сочинение – исследование по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Автор: Раиса Фёдоровна | 11 Мар 2010


Все драматические события в пьесе «Гроза» протекают в небольшом провинциальном городке Калинове, что находится на берегу могучей русской реки Волги. Поэтически возвышенно начало пьесы. Перед нами — волжский пейзаж. Крутой обрывистый берег, бескрайние сельские просторы и русская раздольная песня «Среди долины ровные, на гладкой высоте…». И рождается в душе ощущение необъятных возможностей русской жизни.

Заканчивается пьеса. И вновь мы на берегу Волги. Тот же высокий крутой обрыв. Только ощущение иное. Наступает развязка, завершаются нравственные муки Катерины. С одной стороны, величественный, светлый волжский вид, а с другой – волжский омут, в пучине которого должна найти свой конец Катерина. Уже это парадоксальное соединение поэтического и прозаического, светлого и мрачного наводит нас на мысль о том, что жизнь в условиях этого города доводит людей до отчаяния, что конфликт неизбежен.

В этих условиях живет и мучается Катерина; жизнь ее оказалась настолько невыносимой, что единственным выходом из жизненного тупика для нее стала смерть. Неизбежна ли гибель Катерины? Был ли у нее путь спасения? Кого винить в гибели героини? – вот вопросы, встающие перед нами. И ответить на эти вопросы, понять причины трагической развязки мы не сможем правильно, если не будем иметь представления о характере ее, воспитании, образе жизни до ее замужества. Как самые счастливые воспоминания хранит Катерина в памяти воспоминания своего детства. Маменька души в ней не чаяла, наряжала, как куклу. Жила Катенька, как птичка на воле, ни о чем не тужила. Слушала недосужие рассказы странниц, которые «по немощи» своей далеко не ходили, но слышать слыхивали, вышивала золотом по бархату, поливала цветы.

А главное, как вспоминает Катерина, «…до смерти любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду… Молиться любила до самозабвения: …все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается». Церковная обстановка, церковное пение, служба погружали ее в какой-то поэтический мир сказочных образов. Катерина религиозна. Ее вера в Бога искренна, глубока, органична; это переживание чего- то доброго, величественного, духовного.

Катерина – натура поэтически – восторженная. Ей иногда кажется, что она птица: «Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». Но в этой поэтически восторженной натуре рано сказалась сила характера: «Такая я уж зародилась, горячая! Я еще лет шести была… Обидели меня чем –то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять?» В исследовании причины гибели Катерины нужно помнить и то обстоятельство, что она – дочь своего времени. Времени, когда девушки не выходили (как говорят сейчас) замуж, их выдавали, замуж. Приходило время (лет 16 – 17), им родители говорили, что пора замуж, засылались сваты, и девушки выполняли волю родителей. Катерина хочет быть вольной, как птица, свободной. Но понятие «свобода» у нее олицетворяется с понятием любви. Любви по зову сердца. Для неё любовь становится формой освобождения, возможностью отстоять свое право на жизнь.

Но Катерину выдали замуж за Тихона в дом Марфы Игнатьевны Кабановой. Вольная птица сразу оказалась в «железной клетке». В доме Кабановых все было по- другому. Домостроевские порядки, установленные Кабанихой, требовали полного подчинения старшим. Не искренние чувства, не от сердца идущие порывы, а лишь внешние выражения каких – то благочинных правил, суть которых состояла в покорности и страхе. Это унизительно для Катерины, ей стыдно за Тихона, который безропотно выносит все укоры «маменьки». «Да здесь как будто из-под неволи. Да и на воле словно связанный», — признается Катерина Варваре.

В порыве нежности, провожая мужа в дорогу, она кидается ему на шею. Таковы ее искренние чувства, идущие от сердца. Но в ответ слышит властное: «Чего на шею – то виснешь, бесстыдница! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!». «Порядок» Кабанихи требует, чтобы жена, проводив мужа, еще час – полтора «выла». Катерина пока терпит, но чувствуется, что столкновение неизбежно. На обиду Кабанихи она ответит: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» «Эка важная птица», — произнесет свекровь в ответ с издевкой, намекая, что засадит в скором эту «птицу» в клетку. Но не таков характер непокорной Катерины. Она как раз стремится к воле, желая освободиться от клетки. Положение Катерины усложняется еще той жизненной ситуацией, в которой она окажется. Она полюбила Бориса, племянника Дикого.

С одной стороны, Катерина, искренне впервые полюбив, понимает, что она имеет право на свое женское счастье. Но Катерина – мужняя жена, а «ведь это страшный грех, что я другого люблю». Она потому и боится грозы. Ей не то страшно, что убить сможет, «а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». Для Катерины не только «деяния», помыслы лукавые греховны. Внутренняя борьба между чувством и долгом (она ведь и Тихона обманывает), между чувством и страхом греха низводят Катерину нравственными терзаниями. Она не может жить по нравственным правилам «темного царства» — живи, как хочешь, делай, что хочешь, лишь бы все «шито да крыто» было. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Суд собственной совести не дает ей покоя, поэтому Катерина предчувствует в душе какую-то беду; пророческие слова барыни: «Все в огне гореть будете неугасимом», — она принимает на себя. Нравственные терзания обостряются, загоняют Катерину в тупик. С одной стороны, о своей любви к Борису она скажет: «Точно я снова жить начинаю…». С другой, страшась греха, она испытывает нравственные терзания.

Трагедия Катерины в том и состоит, что любовь свою к Борису она считает страшным грехом, за который ей в «гиене огненной» кипеть, когда придет час божьего суда. Не помог ей освободиться и Тихон.«Тиша, голубчик, кабы остался, либо взял меня с собой, как бы я тебя любила… Ну, так вот что! Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную…». Но Тихон, занятый только своими мыслями о том, что две недели над ним никакой грозы не будет, полная свобода впереди, не мог по-настоящему постичь меру страданий и стремлений жены, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир: «Не разберу я тебя, Катя! То от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь». Отрежет ей путь спасения, и Борис: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле я еду…». Душевно мягкий и деликатный, образованный… Он-то как раз все понимал, что творилось в душе Кати. Знал… А спасти – силы характера не достало. Как скажет Добролюбов: «Образование не позволило ему делать пакости, но и не научило противиться им». Остается только сожалеть, что волевой Катерине довелось встретить на своем пути характер безвольного, человека, который не только подчиняется капризам своего дядюшки, но и сознательно терпит их. И полюбила его Катерина скорее на безлюдье, не похожего на других калиновцев.

Произнесет Катерина одну фразу: «Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их». А детки не спасли был Катерину от трагической развязки? Не знаю, но наверняка жизненная судьба ее сложилась бы иначе. Детки для нее, мне кажется, могли бы стать и смыслом жизни и той возвышенной, но материнской любовью, которой так недоставало ей.

А пока… Свободно любить Катерине нельзя. Встречаться с любимым тайно… Природная правдивость не позволяет ей жить обманом. Самым напряженным моментом внутренней борьбы Катерины между чувством и долгом станет сцена с ключом. Побеждает чувство: «Бросить ключ? Нет, ни за что на свете! Будь что будет, а я Бориса увижу!…» Но как мучительны для Катерины эти свидания. Муки совести («ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!») по-прежнему терзают ее.

Но чувство Катерины глубоко, жажда любви настолько велика, что она решилась, пойти против самой себя, своих нравственных устоев, которые считала для себя святыми. На осторожное слово Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!», — Катерина решительно окажет: «Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!». Кажется, что Катерина преодолела страх греха, не страшен ей теперь и людской суд. Самым страшным теперь для Катерины становится мысль: «как запрут на замок, вот смерть! А не запрут, так уж найду случай повидаться». Но что же победит – чувство или голос совести?

И вот кульминационный момент…Неожиданно возвращается Тихон. Как жить ей дальше? Обманывать она не сможет. Как быть ей с собственной совестью? Жизненные тиски сошлись, кажется, со всех сторон. Все восстало против нее. Зловеще нависло предгрозовое небо («Ровно шапкой так и накрыло). Катерина услышит случайно оброненную фразу: «… помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет… Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит…». За ней появится полусумасшедшая барыня со своими предсказаниями. Пытаясь молитвой облегчить, нравственные муки свои, Катерина подойдет к стене и, опустившись на колени, подняв голову, увидит «гиену огненную». Внутреннее состояние ее не выдерживает психологического напряжения, и она тут же прилюдно, «на миру», кается в своем грехе. Нет, не смогла жить обманом, суд совести оказался выше.

Сценой покаяния Катерина освобождает себя от нравственных терзаний, но тем самым осложняет и без того тягостное свое существование. Путь к спасению отрезан. Борис оказался слаб душой. Можно вернуться в дом Марфы Игнатьевны, покаяться, попросить прощения. Но для Катерины, «что домой, что в могилу – все равно. Опять жить? Нет, нет, не надо… И люди мне противны, и дом мне противен… Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…»

Нет, непокорная Катерина находит выход из тупика. Финальная гроза – это символ той грозы, которая нависла над Калиновым. Неслучайно пьеса заканчивается народной сценой, узел семейных событий распутывается «на миру». У всех на виду обнажились бесчеловечные основы «темного царства»! Безропотный Тихон трезвеет и произнесет свои веские слова: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…». Общественное отношение к семейной драме Кабановых выскажет в открытом упреке и Кулигин: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!». Смерть Катерины взметнула стоячий мир Калинова. В самой ее смерти, как заметил еще Добролюбов, есть что-то «освежающее и ободряющее».

Но кого же винить в гибели Катерины? Она нашла выход из «тупика». Но кто ее к нему довел? Можно согласиться с Тихоном, который бросит: «Маменька, вы ее погубили».

Можно обвинить Бориса, отказавшегося взять Катерину с собой.

Но мне ближе другое исследование: «Невыносим для Катерины собственный суд над собой. Потрясены ее нравственные устои. Это не просто «семейный обман», произошла нравственная катастрофа, нарушены извечные в глазах Катерины нравственные установления». Действительно, «Гроза» – это не трагедия любви (не отказ Бориса убивает Катерину). Это скорее всего – трагедия совести. Так и не смогла Катерина преодолеть греховность своей любви к Борису. Вот это безнадежное отчаяние примирить совесть с любовью к нему и непримиримость, отвращение к домашней тюрьме, к неволе и является причиной ее гибели. В ней самой, в ее любви, в ее душе, ее нравственных представлениях и высокой моральной требовательности и кроется причина трагического исхода ее из жизни.

Темы: Островский А.Н. | комментариев 18 »

комментариев 18 на “Кто виноват в гибели Катерины? (Сочинение – исследование по пьесе А.Н.Островского «Гроза»)”

  1. Дарья пишет:
    07 Окт 2011 в 21:57

    Лучший анализ который я читала! Спасибо!

  2. Раиса Фёдоровна пишет:
    07 Окт 2011 в 22:08

    Спасибо! 🙂

  3. Екатерина пишет:
    24 Окт 2011 в 20:41

    очень помогло с сочинением!спасибо огромное!Потрясающе написано!

  4. Раиса Фёдоровна пишет:
    24 Окт 2011 в 21:21

    Спасибо, Екатерина!

  5. беглый пишет:
    16 Ноя 2011 в 09:15

    спасибо, за сочинение!!! теперь буду ждать оценки…

  6. Раиса Фёдоровна пишет:
    16 Ноя 2011 в 14:39

    Спасибо за отзыв!

  7. Макс пишет:
    17 Дек 2011 в 13:24

    Спасибо, за сочинение!

  8. Раиса Фёдоровна пишет:
    17 Дек 2011 в 17:57

    Спасибо за отзыв, Макс!

  9. Mark пишет:
    27 Дек 2011 в 19:34

    Отличное и детальное сочинение!

  10. Раиса Фёдоровна пишет:
    29 Янв 2012 в 13:03

    Спасибо 🙂

  11. ИГОРЬ пишет:
    27 Янв 2012 в 15:49

    сочинение классное, получил пять

  12. Раиса Фёдоровна пишет:
    29 Янв 2012 в 13:02

    Спасибо 🙂

  13. Даниил пишет:
    01 Окт 2012 в 22:29

    Большое спасибо за такое замечательное сочинение!)

  14. Антон пишет:
    15 Окт 2012 в 19:11

    Очень помогло с сочинением!!

  15. София пишет:
    08 Ноя 2012 в 13:19

    Огромное спасибо! Замечательное сочинение!! Очень помогло!!!)))

  16. Раиса Фёдоровна пишет:
    08 Ноя 2012 в 13:29

    Спасибо за отзыв! 🙂

  17. Катя пишет:
    26 Ноя 2012 в 14:42

    Огромное вам спасибо за замечательное сочинение!

  18. Алексей пишет:
    24 Сен 2015 в 17:40

    Спасибо большое,великолепное сочинение.

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки