Рубрики


« | Главная | »

«О, кто ж теперь напомнит человеку высокое призвание его?» (тема соотношения гражданственности и искусства в поэзии Н.А.Некрасова. Анализ стихотворения «Поэт и гражданин»)

Автор: Раиса Фёдоровна | 15 Мар 2010


Составной частью литературного наследия Некрасова можно считать и его письма. Они проливают дополнительный свет на его творчество. В одном из них поэт писал: «…Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению – страшного и обидного в этом много. На этом одном можно с ума сойти. Но вот Вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы – и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности, и так круговая порука. Все это я выразил очень плохо и мелко – что-то не пишется, но авось Вы ухватите зерно. Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора. Рассматривайте себя как единицу – и Вы придете в отчаяние.

Мне видится «зерно» этого письма в том, что в нем поэт прежде всего выразил свои нравственные принципы, суть которых определяется словами – «нужность» «другим». Именно такой и была поэзия поэта.

В чем видел Некрасов назначение поэта и его поэзии? Ответ находим в его стихах. «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». Любовь – ненависть поэта диктовалась условиями крепостнической действительности. Любя народ, поэт питал ненависть к источнику народных страданий – крепостному праву и к его носителям – крепостникам. Не станет «нужностью» «другим», по мнению поэта, поэзия «незлобивого поэта», не затрагивающая злободневных проблем. «Миролюбивой лире» «незлобливого поэта» он противопоставляет свою Музу – Музу мести и печали. Как поэтическое наставление можно назвать стихотворение Некрасова «Поэт». «Волшебным факелом» называет – поэт поэзию. В мире «где царствует зло, господствует несправедливость, факел», зажженный словом поэта должен светить «над гибнущей толпой». Задача Поэта и его поэзии «падший дух взнести на высоту»:

Чтоб человек не мертвыми очами
Мог созерцать добро и красоту…
……………………………………..
В его дела и чувства
Гармонию внести лишь можешь ты, (поэт)
В твоей груди, гонимый жрец искусства,
Трон истины, любви и красоты.

Муза – это своего рода символ Вдохновения. О своей Музе Некрасов говорит в стихотворении «Элегия»:

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая – «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна, -
Не верьте, юноши, не стареет она.

Задачу поэзии, поэт определяет так:
…пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза.
………………………………………………….
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее служить могла бы лира?..

И он напоминал «толпе о том, что народ освобожден, но счастлив ли народ». Он не молчал, он призывал к действию:

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

И потому Некрасов, наверное, самый народный поэт, имел право во всеуслышание сказать о себе:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

«О, кто ж напомнит человеку высокое призвание его?..». Об этом размышляет поэт в своем знаменитом стихотворении «Поэт и гражданин». Глубоко современное и новое в русской поэзии стихотворение о соотношении гражданственности и искусства. Его можно назвать стихотворением – поучением. Но не только. Построенное в форме диалога между гражданином и поэтом, оно имеет особенность. В стихотворении поэт и гражданин как бы поменялись местами. Устами поэта говорит гражданин. А поэт, чье призвание напоминать человеку – гражданину о его высоком призвании, бездействует, «лежит – и ничего не пишет», «хандрит». Гражданин напоминает поэту о его предназначении:

С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Гражданин пытается пробудить поэта, поучает его, потому что некогда и поэт писал стихи, которые нравились гражданину. Настоящий поэт не может бездействовать, «когда полезным может быть». Гражданственность и поэтическое искусство нераздельны:

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
Ему нет горше укоризны
Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно,
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…

Будь гражданин! Служа искусству
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви…

Высокое звание гражданина обязывает поэта служить для блага народа, он не имеет права обособиться и замкнуться в себе, уйти от проблем жизни. В конце концов, поэтом можно и не быть, «но гражданином быть обязан» каждый – в этом главная мысль поучений гражданина. «А что такое гражданин? – Отечества достойный сын».

Звучит в стихотворении и много мучительных и горьких сомнений. Самое высокое призвание человека – быть достойным сыном Отечества, способным идти в огонь «за честь Отчизны», «за убежденья и любовь». Удел «достойных сынов» тяжел:

Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.

А потому пред ними должно преклонить колени. К сожалению, достойных граждан, высоко несущих призвание свое, очень мало:

Кто гражданин страны родной?
Где ты? Откликнись! Нет ответа

Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. А остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.

Они бездействуют, твердя:
«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»

Но «легче ль родине твоей?» – спрашивает гражданин. Нет, жалок гражданин, как и поэт, безгласный.

Стихотворение – диалог «Поэт и гражданин» вошел в сборник стихов «Последние элегии». Сборник готовился в пору для поэта очень тяжелую. Тяжелая болезнь заставила думать о близком конце. Наверное, потому так прощально озаглавил он свой сборник. Наверное, потому и в стихотворении звучат мучительные и горькие сомнения. Поэт вспоминает, что в пору юности своей «без отвращения, без боязни» он «громил пороки смело», «честно ненавидел», «искренно любил», «бороться стал бы, как ни трудно…»:

Но… гибнуть, гибнуть… и когда?
Мне было двадцать лет тогда!

Поэт соглашается, что достоин презрения: «и рад я, если кто-нибудь в меня с презреньем бросит камень». И на вопрос: «и из чего попрал ты долг священный человека?» – отвечает: он – «сын больной больного века»:

Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась.

И сейчас еще поэт «угрюм и полон озлобления». Но «рок суровый»: «у двери гроба я стою».

Диалог гражданина и поэта вдумчиво прочитать «не грех» каждому. Потому что есть в нем то «зерно», которое «ухватить» можно с пользой для себя. Поэт напоминает нам о высоком призвании человека – быть достойным Гражданином.

Безмерно дорога человеческая жизнь, но есть ценности неизмеримо выше жизни твоей и моей – это вечная жизнь Отечества. Есть только две формы жизни: гниение и горение. «Ленивая, самолюбивая и пугливая» душа изберет первую, сильная душа – вторую. Об этом и стихотворение – диалог Некрасова.

Темы: Некрасов Н.А. | Ваш отзыв »

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки