Рубрики


« | Главная | »

«Они все чужды мне, и я им всем чужой!» (романтическая драма М.Лермонтова «Маскарад»)

Автор: Раиса Фёдоровна | 24 Мар 2010


«Маскарад» – драма романтическая, созданная в переходный период, когда происходила перестройка лермонтовского лирического мировосприятия. В творчестве Лермонтова она станет своеобразным трамплином. Оттолкнувшись от «Маскарада», он создаст «Героя нашего времени».


Каковы особенности мировосприятия романтического героя? Это герой, обязательно живущий в конфликте с самим собой, с окружающим миром и с толпой, которая непременно враждебна по отношению к нему. Это рефлектирующий человек, который осознает, что ничем, кроме трагедии, его несчастная жизнь закончиться не может. И тем не менее, на краткий миг он готов поверить в существование счастья в земном мире, тем трагичнее будет для него разочарование.
Судьба человека… В какой мере она соотносится с современной ему общественной ситуацией? Как решает эту проблему романтический герой драмы «Маскарад».
Герой драмы Арбенин – человек света, психология людей этого круга ему ведома и не чужда:

Я здесь давно знаком; и часто здесь, бывало,
Смотрел с волнением немым,
Как колесо вертелось счастья…

«Ты наш», – скажет Арбенину светский картежник Казарин. И действительно, Арбенин прекрасно знает законы света: «Все презирать: закон, людей, закон природы. День думать, ночь играть…». Правила жизни светского общества – в словах картежника Казарина:

Мир для меня – колода карт,
Жизнь – банк; рок мечет, я играю,
И правила игры я к людям применяю…

Арбенин – человек своей социальной среды, но он и внутри и вне ее – выше. Выше по силе ума, по характеру. Он ненавидит «весь этот пестрый сброд – весь этот «маскерад», он надеется на внутреннее возрождение, но помнит о бесполезно растраченной юности:

…и я теперь едва ли
Не осужден нести печали
За все грехи минувших дней.

Постоянная внутренняя неудовлетворенность, душевная борьба добрых, чистых и злых начал – таков Арбенин, живущий в постоянном конфликте с самим собой. С одной стороны, за карточным столом – безжалостный и ловкий игрок, среди женщин – неотвратимый покоритель многочисленных сердец. С другой стороны, – горькое признание:

…Я все видел,
Все перечувствовал, все понял, все узнал,
Любил я часто, чаще ненавидел.
И более всего страдал!
Сначала все хотел, потом все презирал я,
То сам себя не понимал я,
То мир меня не понимал.

В душе Арбенина есть место и стремлению к добру и чистоте. Он требователен к Нине. Что вполне понятно и объяснимо: он старше, умудренное жизненным опытом – он желает уберечь, предостеречь ее:

Ты молода летами и душою,
В огромной книге жизни ты прочла
Один заглавный лист, и пред тобою
Открыто море счастия и зла.

Испытав полное разочарование во всем на свете, Арбенин, кажется, обретает счастье с Ниной. Он поверил, что Нина – ангел, посланный Богом за перенесенные страдания. «И я воскрес для жизни и добра». Но, с другой стороны, его не утешает простое человеческое счастье и чувство любви. Арбенин не может избыть холодность и скуку:

Напрасно я ищу повсюду развлеченья,
Пестреет и жужжит толпа передо мной…
Но сердце холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой.

Все дело в том, что романтический герой в возможность счастья, добра может верить недолго. Его начинают мучить сомнения. Как романтический герой, Арбенин и в жене видит и добро и зло, потому что полагает, что, живя в этом мире зла, она не может не оскверниться им. Поэтому он легко поверил в ее измену. А поверив, он решает, что имеет моральное право на наказание, отмщение. Он берется судить ее с позиций высшей истины. Сверхчеловек, имеющий право быть верховным судьей. Арбенин губит Нину. Он берет на себя право отнять у нее жизнь, при этом убежден, что спасает, что уберег ее от обмана света и жизни в целом. «Нет, людям я не уступлю…», – заявит он, беря на себя функции какого-то высшего начала. Но не Бога, потому в отличие от христианского прощения, Арбенин не знает его:

…Бог всевидящий, – возьми ее, возьми:
Как свой залог тебе ее вручаю –
Прости ее, благослови –
Но я не Бог и не прощаю!…

«Я не прощаю», – скажет Арбенин. А это значит, что он – убийца. А это уже вне человеческой морали. «Я – игрок», – о себе заявит Арбенин. И это означает, по его понятиям, что он вправе поставить на карту и свою, и чужую жизнь.
Месть Арбенина, несомненно, имеет оттенок общественного вызова, бунта. Он восстает против мира зла, но борется с ним теми, же средствами зла. Но возмездие, лишенное моральной правоты, его же и опустошает, оказывается не под силу, губит. Арбенин кончает безумием.
Сцена сумасшествия Арбенина – закономерный финал драмы. Важна фраза доктора, который приходит к Арбенину:

Но если он сойдет с ума,
То я за жизнь его ручаюсь.

Оказывается, со здравым рассудком в этом «маскераде» жизни выжить сложно, только сумасшедшему под силу это.
В драме «Маскарад» обнаруживается и философская мысль. Она в названии драмы. Весь мир для Лермонтова – это маскарад, это, прежде всего, мир хаоса. Мир маскарада – это мир игроков, это дуэль, сплетни, интриги, шулеры. Это мир масок. А «у маски ни души, ни званья нет, – есть только тело». Жизнь на маскараде как бал:

Кружишься – весело, кругом все светло, ясно…
Вернулся лишь домой, наряд измятый снял –
И все забыл…

Но бал, как знак светской жизни, упорядоченное развлечение. Бал предполагает композицию и строгую внутреннюю организацию. Встречаются и на балу случайности. На маскараде же – они закономерны.

Следуя христианским канонам маскарад – это символ бесовства. И если жизнь на маскараде, как бал, то роль маскарада на балу – в организации запланированного и предусмотренного хаоса.

Таков мир, таковы противоречия эпохи 30-х годов, нашедшие отражение в драме Лермонтова «Маскарад».

Темы: Лермонтов М.Ю. | Ваш отзыв »

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки