Рубрики


« | Главная | »

«Только человек ответственен за добро и зло» (сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Автор: Раиса Фёдоровна | 26 Апр 2010


Вспоминается первая встреча с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Поразил тогда необычностью содержания. В нем, казалось, перемешалось все: фантастика, наличие приключенческого сюжета, необычность героев. Все это разжигало мой читательский интерес. И вот теперь, перечитывая роман заново, но уже другими, сегодняшними глазами, начинаю понимать, что захватывающий интерес к нему объясняется не его приключенческим сюжетом.

Роман, вобравший в себя бесконечность времени и безмерность пространства, современен и сегодня, потому что он о трагедии таланта и любви, о добре и зле, о муках совести. А это свойственно людям во все времена. Он и сегодня не позволяет нашей душе лениться, заставляет размышлять над проблемами романа, а, значит, коснуться и наших.
Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? А если жизнь человека действительно соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за свое будущее, отвечать за других? Что же является истиной в этом хаотическом мире? Существуют ли какие-то неизменные категории или она текучи, изменчивы, и тогда нами движет только страх перед силой или смертью, жажда власти и богатства? – вот те вопросы, которые ставит автор в своем романе. А разве это и не наши вопросы, вопросы жизни сегодняшней?
Композицию романа образуют три сплетенные между собой сюжетные линии: жизнь и смерть Иешуа, похождения свиты Воланда и история Мастера и Маргариты.
Для меня особенно значима линия Понтия Пилата, в основу которой писатель положил библейское сказание о распятии Христа. Она побуждает нас как бы домыслить, как бы прочитать ее дальше и извлечь для себя нравственный урок. В мире есть добро и зло. Уже то, что мы смотрим на окружающий мир и видим его, таит в себе добро и зло: все зависит от того, что мы увидим и как увидим.
Перед нравственным выбором оказался и римский прокуратор Понтий Пилат. Он допрашивает бродячего философа Иешуа, по прозвищу Га – Ноцри. Понтий Пилат стоит перед выбором: сохранить свою карьеру, а, может быть, и жизнь, или спасти Иешуа, которого он понимает как человека. Но что побеждает? И что проповедует Иешуа? В евангельских главах о Понтии Пилате автор показывает борение, происходящее в потемках души римского прокуратора. Душевное состояние прокуратора «ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца», чувствуется, было напряженным. Во-первых, не давала никакого спасения ужасная головная боль.
Во-вторых, символично его появление «в белом плаще с кровавым подбоем». Цвет у Булгакова был всегда знаковым явлением. Чистота помыслов обозначалось белым цветом. Почему белый плащ прокуратора имел кровавый подбой – становится понятным. И, в-третьих, «более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла». А в это утро, казалось прокуратору, этот запах исходил отовсюду. Душевная тревога предвещала Понтию Пилату нехороший день, потому что ему в этот день нужно было сделать свой выбор: утвердить «вынесенный Малым Синедрионом» смертный приговор бродячему философу или не утвердить. А розовое масло напоминало прокуратору о его мастере, который больше всего на свете из всех цветов любил розы. Запах розового масла как напоминание о той расплате, которая последует за его выбором.
Между Понтием Пилатом и Иешуа завязывается беседа. Каждое слово в ней наполнено высокого и зловещего смысла.
Что проповедует Иешуа? Иешуа уверен, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Римский прокуратор уверен, что он всесилен, что он может изменить положение вещей во времени и пространстве, что от его воли зависит и судьба бродячего философа. На что услышит ответ Иешуа, что это не в его власти, «перерезать волосок жизни может лишь тот, кто подвесил его». Иешуа проповедует торжество добра над злом. Римский прокуратор, уверенный в том, что «на свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора», услышит проповедь Иешуа о том, что «всякая власть является насилием над людьми и, что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости».
Разобрав дело бродячего философа Иешуа, прокуратор решил, что будет просить первосвященника пересмотреть решение и оставить на свободе Га – Ноцри. Итак?.. Осталось только отстоять свое решение. Трудным было борение в потемках души римского прокуратора Понтия Пилата. И все-таки, «раскатив букву « р » над молчащим городом, он прокричит: «Вар-равван!».
У каждого человека есть своя внутренняя нравственная планка, переступить которую не позволяет совесть. Понтий Пилат переступил. Он мог спасти Иешуа, не подписав смертный приговор Синедриона или в честь праздника пасхи возвратить ему жизнь. Почему же желая спасти, прокуратор приговаривает Га-Ноцри к смерти? «…Ты думаешь, что я готов занять твое место?» Вот почему, становится ясным для нас, не разделяет игемон мыслей Иешуа! Многоопытнейший прокуратор допрашивал бродягу Га-Ноцри довольно необычным способом: всякий раз пытаясь поставить себя на его место, терзаясь сомнениями. Но не сила добра оказалась сильнее, а зло властолюбия, страх лишения этой власти, потери карьеры или даже самой жизни. А Иешуа сам себе подписал приговор, не уступив от истины, уйдя в бессмертие. В нравственном поединке Пилата с Иешуа моральная победа останется за Га-Ноцри. Приняв страшные физические мучения, отказавшись от напитка, предлагаемого по закону смертникам, никого не виня за то, что у него отняли жизнь, он передает Понтию последнюю предсмертную проповедь: «В числе человеческих пороков одна их самых главных – трусость».
А вот нравственный урок, который преподает нам Понтий Пилат. Страх потерять карьеру, страх перед теми, кто «выше» по чину и от которых зависит как-то и твоя судьба, порождает трусость. Но если страх – это естественное чувство человека, то трусость – это уже черта характера, нравственный порок, который может жизнь человека превратить в нравственную муку.
Как сложилась жизнь героя романа, совершившего моральное преступление, отправившего на казнь невинного человека? Для Понтия Пилата наступит самое страшное: придет наказание муками совести. Все было кончено для него. Га-Ноцри ушел навсегда. Но на смену пришли «страшные, злые боли», и некому излечить их, потому что нет от них средств. Непонятная тоска пронизывала все существо прокуратора. Обжигал его самый страшный гнев, гнев бессилия оттого, что ничего уже изменить нельзя, все свершилось.
Но Понтий Пилат все же незаконченный злодей, он не только палач, но и великий мученик. Душевные муки заставляют Понтия страдать, лишают его сна. Хоть как-то облегчить муки совести, он убивает Иуду, предавшего философа, предлагает службу у себя во дворце Левию, считавшего себя учеником Га-Ноцри.
Нет успокоения душе прокуратора, нет конца страданиям его. Жестокое наказание понес Пилат, совершивший однажды зло. Около двух тысяч лет сидит он на каменной вершине в своем каменном кресле. И как только приходит полная луна, начинает терзать его бессонница. И видит он, когда спит, одно и то же – «лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри… Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит». И разговаривает он с самим собой. «И в разговоре этом утверждает, что сейчас он охотно бы поменялся своей участью с оборванным бродягой Левием Матвеем». Страдание и раскаяние Пилата искупают его вину. «Свободен! Свободен!» — провозглашает мастер. Обретает через две тысячи лет душевных мучений, наконец, Понтий Пилат прощение и вечный приют.

Темы: Булгаков М.А. | Ваш отзыв »

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки