Рубрики


« | Главная | »

«Новый русский» XIX века в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Автор: Раиса Фёдоровна | 11 Янв 2010

Начать сочинение хочу с небольшого философского размышления о том, как мы, ровесники XXI века, относимся к «веку минувшему».

Я не знаю где, когда, но я слышала и запомнила слова по этому поводу: «Классика в школе в руках учеников – это все равно что Моцарт, исполненный на балалайке». Какое-то абсурдное сравнение, но все-таки в нем есть какая-то доля правды. Ну зачем,- скажите мне,- сегодня нам столбовое дворянство, зачем мне этот Собакевич, Плюшкин, «прореха на человечестве», этот мошенник Чичиков, замысливший такое дело, на которое не отважится, например, сегодня даже редкий авантюрист. Все это ушло в прошлое, стало для нас далеким и призрачным.

Ну а если к этой проблеме подойти по-другому. Вот я и задалась этой целью: далекое сделать близким. Не окажут ли ушедшие в прошлое герои свою человечью услугу для нас, сегодня? Может, и сегодня они помогут нам разобраться в сложной путанице мыслей, вопросов, проблем. Может, прошлое продолжается в дне сегодняшнем?

Поэма Н.В.Гоголя появилась в тот период, когда Россия жила в ожидании приближающихся перемен. Гоголь был уверен, что она уже в дороге, а не у пристани. И действительно, уходила в прошлое патриархальная старая Россия, приближалась новая эпоха; она врывалась в свой «новый свет» на бешено мчавшейся тройке, которая все крушит на своем пути, ни перед чем не останавливаясь. И есть в этом полете «Руси-тройки» что-то восторженно-чудное и наводящее ужас.

Каким же в грядущем будет русский человек?- задается вопросом Гоголь. И вот, «в ворота гостиницы губернского города № въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…А в бричке сидел господин…»Но не в город, а в отечественную литературу въезжает и не господин, а «новый русский».XIX века, потому как именно «Мертвые души» станут первым произведением, в котором перед читателем предстанет новый тип денежного человека, предпринимателя – приобретателя, «миллионщика», стремящегося разбогатеть любыми путями. Но не тороплюсь судить, попытаюсь разобраться и понять.

Темно и скромно происхождение нового героя. Чичиков вышел из неблагополучия, тоски, безобразия, бедности. Гоголь с первых глав представляет его как «ни тонкого, ни толстого, ни молодого, ни старого, и понимать это, наверное, нужно как урок жесточайшего жизненного опыта, как стойкость и упорство, терпение и обходительность. По чину – коллежский советник – ему бы в департаменте восседать да о чинах думать. Ан нет…Постоянно одержимый сознанием неполноценности в жизни, в обществе, в быту, Чичиков желал себе другого: он вознамерился «из господина средней руки» выбиться, подняться до уровня, когда богатство дает ему «жизнь во всех довольствиях».

С детства не лишенный ума практического, Павлуша накрепко усвоил «нравственные уроки» папаши: «угождай учителям и начальникам, учись, не дури и не повесничай», «с товарищами не водись, а если уж пошло на то, так с теми, кто побогаче…»,а больше всего береги и копи копейку». И Павлуша смекнул: нужно дело делать. И начав с полтины меди, данной отцом на лакомства, он определил для себя стартовый капитал- приобрести миллион. Вот таков жизненный аппетит «нового русского».

Избрав в качестве жизненного принципа слова «нужно дело делать», Чичиков определил для себя способ проворачивания своего дела: как бы трудной работы избежать, как бы придумать мудреный ход, после которого- денежки в кармане. И надо признать такую коммерческую, предпринимательскую деятельность развернул, такие спекуляции провернул, при этом показав оборотливость почти необыкновенную. И на службе в непродолжительное время смог добыть то, что называют хлебное местечко. Он стал человеком заметным и в обществе, потому что все оказалось в нем, что нужно для этого мира:  и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах.

На одном из поворотов судьбы его осенила «гениальная мысль»: скупка мертвых душ. Вернувшись после удачных сделок с пятью первыми помещиками-продавцами мертвых душ, Чичиков, по словам Гоголя, «пребывал в самом веселом, расположении духа». Между тем приключения Чичикова шли своим чередом. И, кто знает, чем бы завершилась его коммерческая деятельность, не встреть он Ноздрева и Коробочку. Не повезло. Допустил промашку. Ему бы аккуратненько попытаться скрыть, затушевать свою истинную цель, а он…Возьми и ляпнул насчет мертвых душ.

По-человечески жаль, так много сил приложено для осуществления своего замысла. Правда, другой на его месте давно бы сломал себе шею, а этот встряхнулся, выпрямился и поднялся еще выше. И нужно сказать, что Чичиков не лишен настоящей предприимчивости. Он изобрел «новое», ведь до него никто не додумался торговать тем, чего в природе нет, да еще получать деньги, при этом не терзаясь никакими нравственными проблемами. «Подлец!»- коротко и ясно скажет о нем Гоголь. Предприимчивый человек-производитель благ и не только для себя, хотя и во главе угла, но и для окружающих людей тоже. Чичиков же озабочен лишь собой. Он- рыцарь копейки, но только для себя.

Гоголь, я думаю, намеренно лишил своего героя высоких идеи. Именно в правде и заключается сила таланта писателя. И эта правда на все времена: человек, проявляющий неукротимую энергию к капиталу, стремящийся к миллиону, чтобы подняться до уровня, когда богатство даст ему жизнь во всех довольствах, освобождается от всего человеческого в себе и беспощаден к людям, ставшим на его пути.

Гоголь показал нам, насколько опасна «чичиковщина». Она проникает в души людей, шире становится круг тех, кто ради миллиона способен на любую подлость. Чичиковы угрожают пошлый мир сменить миром воинствующей подлости. При этом, наделенные изворотливостью в делах, они живут безнаказанно.
И самое грустное после рассказа о похождениях Чичикова – это то, что так и хочется, честно взглянув внутрь собственной души, спросить: «а нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»

Потому как сам Гоголь нисколько не утверждает, будто в нас может быть лишь часть Чичикова. Отнюдь. Те, в ком нет этои части, вполне могут иметь в себе часть того же Манилова, или Коробочки, или Ноздрева, или Собакевича, Плюшкина. Не нами придумано: все познается в сравнении. А если взять и сравнить «век нынешний» и «век минувший».

Мне кажется, что сегодня, как никогда раньше, явно высвечивается сохранение Чичикова, пришедшего к нам из прошлого. Да-да, оглянитесь вокруг, загляните в себя ,и вы поимеете, что такие далекие «Мертвые души»- они про нас в столь близком нам сегодня.

А вам так не кажется?

Темы: Гоголь Н.В. | Ваш отзыв »

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки