Рубрики


« | Главная | »

«Героическое и трагическое в произведениях о Великой Отечественной войне». (Б.Васильев «А зори здесь тихие», Ю.Бондарев «Горячий снег»)

Автор: Раиса Фёдоровна | 11 Окт 2010


«Это нужно не мертвым, это нужно живым», — известная всем простая истина. «Это нужно живым», чтобы помнили, какой ценой завоевано было наше сегодняшнее.
Слово «война» в моей памяти ассоциируется, прежде всего, с двумя понятиями: дети и война, женщина и война. Несовместимые понятия. Но в годы Великой Отечественной войны погибали дети, вместе с мужчинами воевали женщины.

Как реквием жертвам войны – детям, мужественно – скорбно звучит стихотворение М.Джалиля «Варварство»:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
…………………………………….
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
«Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!»
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
«Я, мама, жить хочу, не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?»
И хочет вырваться из рук ребенок.
……………………………………….
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее красной лентой извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Стихотворение – памятник. Стихотворение, не нуждающееся в комментарии. Минутой молчания хочется завершить его чтение.
Где-то я читала о том, что мера современности – столетье. Сто лет… Это три поколения от деда до внука. Сто лет, это время живой памяти, то есть о тех событиях давно минувших лет мы можем услышать из уст живых свидетелей. К сожалению, все меньше становится их. События Великой Отечественной войны становятся уже историей.
Но есть произведения художественной литературы. Писатели, около трети которых были на войне, тоже воздвигают памятники павшим в войне.
Б.Васильев – автор повести «А зори здесь тихие…» — один из них. А зори здесь тихие, тихие… Каким-то спокойствием и безмятежностью веет от этого названия. Кажется, что автор расскажет нам о чьей-то первой любви, об алом закате восходящего солнца или о свежести вечернего ветерка. Но он говорит совсем о другом – о войне, ее ужасах, героях войны.
А герои повести Васильева- девушки, которым едва исполнилось девятнадцать. Возраст, когда так хочется жить, радоваться жизни, любить, так хочется счастья.
Что видели они в жизни? О войне только в книжках читали.
Галя Четвертак – подкидыш, воспитанный в детском доме. Маленькая, худенькая, с богатой фантазией.
Лиза Бричкина, мечтающая о счастье, живущая одной мыслью, что вырвется из этой одичавшей избушки лесника. И начнется, наконец, настоящая жизнь. Ждала… Но не дождалась. Война…
Соня Гурвич, Рита Осянина, оставившая сына. По сути они все совсем девчонки. Женя Комелькова…
По повести Васков, старшина небольшого отряда по охране участка железной дороги и Беломорского канала, находится на тихом разъезде. Но неожиданно начинается операция против шестнадцати фашистских подрывников. Самые сильные впечатления у меня вызвали эпизоды, показывающие отношение Васкова к девушкам в походе, в бою. Он заботится о них, старается уберечь их. Но война – есть война. Он не уберег: бой – есть бой.
Погибла Женя, веселая, неунывающая, смелая девушка. Нас не может не восхищать героический поступок Жени, когда она, пытаясь отвлечь немцев (в сцене с лесорубами), бросилась купаться в ледяную воду. Сцена эта потрясает. Нас вместе с Васковым до черного ужаса обжигает ожидание очереди. Кажется, что брызнет сейчас из-за кустов, ударит, изуродует это буйно молодое тело.
Разве смерть Жени не проявление героизма, отваги. Она не затаилась, не спряталась в кусты, а приняла бой, чтобы Федоту и Рите уже не грозила опасность.
Погибла и Рита, выстрелив себя в висок. Но и ее смерть – героическая. Ведь Рита понимала, как важно закончить их общее дело: задержать немцев. Но она сознавала и другое: раненая, она будет обузой Федоту, поэтому она и стреляет в себя.
Погибла Соня…Галя…Лиза, не сделав ни одного выстрела, но мы не осуждаем их за нелепую смерть. На войне она могла настигнуть в любую минуту.
Мужественно переносили девочки трудности перехода через болото. «Гнал Федот девчат своих ходко. Бежал, пока у самого дыхания хватало. А они – за ним. Худенькие, маленькие с оружием. И – ни слова жалобы». А они всего – навсего девчушки – первокурсницы. «Действительность, с которой они столкнулись на войне, была намного, труднее, чем всё, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий», — говорит Б.Васильев. Трагедия девушек об этом. Им приходилось убивать. «От такого, как говорил Федот Евграфыч, мужики тяжко и мучительно страдали… А тут женщина по голове прикладом била… Мать будущая, в которой самой природой ненависть к убийству заложена».
Но как не были они молоды, они ту жизнь, которую им довелось прожить, прожили достойно, мужественно, красиво. Автор выражает главную мысль – девушки погибли во имя светлого будущего, во имя того, чтобы на нашей земле всегда было голубое, безоблачное небо, тихие зори.
И навсегда мне, не знавшей войны, запомнится эпизод: Васков с одним патроном в нагане и с гранатой без запала взял четырех немцев в плен. Кажется маловероятной эта сцена. Но чтобы понять ее, надо представить, что пережил накануне Федот Васков. Он только что потерял последнюю из пяти девушек. Он уже ничего не боится. Для него главное теперь одно – отомстить за всех, за Родину, за своих милых сестричек. Он врывается в избу и кричит сквозь слезы: «Что взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девчонок было всего, всего пятеро!».
И сколько в этих словах боли за погибших, и какая верная оценка их героизма.
Героическое и трагическое – эти понятия близкие, но не тождественные. Героическое часто утверждается через трагическое. Но трагическое – это не только смерть, это не только мужество, храбрость и отвага.
В Великой Отечественной войне и среди фашистов тоже были храбрые солдаты, но их поведение не героично. Ведь важно, во имя какой цели погибает трагический герой.
Б.Васильев показал, как ужасно умирать в девятнадцать лет. Страшно умирать, когда все мечты, стремления твои обрываются на кусочке свинца, лезвии ножа, в болотной топи. Но девушки умирали. Нет! Не умирали. Их убивали, а это страшней.
Но во имя чего их смерть? Во имя жизни, во имя тихих зорь.
Женщина и война… Женщина на войне… У нее одно природное назначение – детей рожать, растить, воспитывать. Война для нее – это ее трагедия.
О подвиге женщины – героини рассказывает и Ю.Бондарев в романе «Горячий снег». Снег и вдруг – горячий… Кажется, несовместимо. Однако в неожиданном образе этом нет никакой замысловатости. Автор названием уже подчеркивает: война такова, что и снег бывает горячим. И действительно, по горячему снегу, по горячему следу ведет нас автор. Ведет туда, где было невероятно жарко – в одно из самых грандиозных сражений Великой Отечественной войны. Ударные гитлеровские силы спешат к Сталинграду на выручку окруженным в Сталинграде дивизиям.
Но они встречают мощный отпор артиллерийской батареи лейтенанта Кузнецова. И вот по этому горячему следу, по горячему снегу ощутимо предстает перед нами то, что заслуживает высокого слова – подвиг. Роман полон событиями, размышлениями, но основное, о чем утверждает автор, – это бесстрашие, стойкость, мужество советских воинов в этой переломной битве.
Много событий, много героев… Но больше всех мне запомнился в книге образ санинструктора Зои. Зоя делит с солдатами все тяготы на передовой. Вместе с ними участвует в артиллерийском бою. Вместе с ними в огне. И дело не только в том, что все испытания Зоя переносит мужественно. Для воинов она стала нечто большим, олицетворением женственности. Ее берегут. Чувство любви, пусть невысказанное, согревает сердца солдат. Присутствие Зои будит в них воспоминание о своих подругах, они где-то в душе таят надежду на встречу с ними.
И вот на поле боя погибла Зоя. Расставание артиллеристов с Зоей – самые трагические страницы романа. Солдаты, прощаясь с Зоей, говорят, думают, вспоминают о женщине, жившей среди них.
Потрясен лейтенант Кузнецов. Он любит Зою, и потому боль его острее всех. Он то вспоминает, как защищая ее, собою от осколков снарядов, ее легкие волосы ударами разрывов кидало ему в губы, глаза, то звучит ее голос: «Кузнечик, догоняй нас. Оставайся жив, Кузнечик!».
Но остра эта боль и у других. Каждый из них только сейчас осознал, какая женщина была с ними, как само присутствие её заставляло их внутренне подтягиваться. И, конечно, они вспоминают живую Зою. «По бугру мимо ниши двое связистов несли обмороженного разведчика, несли, как понял Кузнецов, в землянку с ранеными. Шли молча, недоверчиво скособочив головы, туда, где лежала накрытая плащ – палаткой Зоя. Потом один сказал: «Все с сестренкой», — и они остановились в неуверенности, будто еще ждали, что она сможет откинуть плащ – палатку, ответить им улыбкой, ласковым, певучим голосом, знакомым всей батарее: «Мальчики, родненькие, что вы на меня так смотрите? Я жива…».
Горькие слова. Но это слова чести и славы. Зоя гибнет на поле боя. Однако, ее трагедия как бы заставляет всех острее осознавать высокий смысл жизни женщины – героини.
И мы верим в победу. Эта уверенность передаётся всем духом книги, поведением героев. Мы видим таких людей, которые не отступят, исполнят свой долг до конца.
Роман Ю.Бондарева «Горячий снег» — это роман о трудной победе. Но именно о победе.

Темы: Бондарев Ю., Васильев Б. | Ваш отзыв »

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки