Рубрики


« | Главная | »

«Любовь, красота, смерть в «Темных аллеях» И.А.Бунина». Сочинение – исследование

Автор: Раиса Фёдоровна | 02 Дек 2010

Существует ряд авторитетных высказываний, определяющих основную линию творчества И.А.Бунина. «Смерть, красота и любовь в творчестве И.А.Бунина». – так называлась одна из ранних статей К.Чуковского. «Смерть и любовь» -почти неизменные мотивы бунинской поэзии в стихах и прозе», – отмечал и А.Твардовский. Об этих главных темах писателя вспоминает в книге «Жизнь Бунина» и В.В.Муромцева – Бунина.
Любовь, красота, смерть… С этими тремя взаимосвязанными темами сопряжена книга Бунина «Темные аллеи».

Как же понимает писатель красоту – земную красоту, красоту женщины, красоту человеческой жизни? Красота женщины, красота природы, красота земного бытия – эти категории у Бунина взаимосвязаны. И бунинская философия красоты любви наиболее глубокое выражение получила в цикле любовных новелл «Темные аллеи».
В чем же она состояла, какие художественные решения она порождала? Рассказ «Галя Ганская» из «Темных аллей» – один из наиболее характерных, отвечающий на эти вопросы.
Любовь как страсть, как таинственное, неотвратимое и роковое влечение, как источник величайшего счастья и высочайшей трагедии… Вся эта многозначная философия любви вырастает из небольшого, всего на двадцать минут чтения, рассказа: художник влюбляется в девушку, которую знал когда-то еще подростком, сближается с нею, она из ревности не отпускает его в Италию, и после короткой размолвки с художником Галя Ганская принимает яд.
Историю эту спустя много лет рассказывает приятелю сам художник, рассказывает «с полной откровенностью, как самое прекрасное воспоминание и самый тяжкий грех». И в исповеди этой чувствуется восхищение красотой, герой опоэтизирует свою возлюбленную.
Сначала он восхищается ею только как девочкой: «мила, резва, грациозна, личико с русыми локонами вдоль щек, как у ангела, кокетлива».
Герой помнит каждое мгновение тех встреч, когда Галя расцветала с возрастом физически («И уже не подросток, не ангел, а удивительно хорошенькая тоненькая девушка…»).
И вот уже «будто и не барышня, а молоденькая женщина. В глазах уже нет, прежней наивности».
Галя Ганская для героя кажется своего рода «загадкой». Ею движет необыкновенная страсть, ради которой она готова решиться на любой неожиданный поступок. С «веселостью и свободой в разговоре, в смехе и во всем обращении» она отдается художнику, который, как ей казалось, любит ее. Две недели подряд она бывает у него в мастерской и вдруг от других узнает, что он на днях едет в Италию. Она просит его не уезжать. Но художник не относится серьезно к ее словам, он собирается поступить по-своему.
Рассказ построен на эмоциональных контрастах. Ощущение особенной прелести одесской весны, горячего солнца, яркого неба, свежего дыхания моря, ощущение молодости, горячего накала чувств, горячности, порывистости героини, которым пронизан рассказ, сменяется в предпоследнем абзаце взвинченным напряжением:
« – Ты знаешь – у Ганского дочь отравилась! Насмерть! Чем-то, черт его знает, редким, молниеносным, стащила что-то у отца – помнишь, этот старый идиот показывал нам целый шкапчик с ядами… Вот сумасшедший народ эти проклятые поляки и польки! Что с ней случилось – непостижимо».
Рассказ основан на внезапности: внезапны случайные встречи художника с Галей, внезапно их сближение, внезапная ссора, за которой последовало самоубийство героини. Никаких подробностей, не имеющих отношений к любви художника и Гали. В рассказе нет описания их быта, у героев нет забот о профессиональных и житейских делах. История их жизни представлена в рассказе историей их страсти.
Молодость, красота, любовь, смерть – эти понятия неразрывно связаны у писателя, трагически следуют одно за другим, возвышаются и поэтизируются им.
Любовь явилась единственной психологической опорой и для героя рассказа «В Париж». Бывший офицер императорской армии, участник событий 1917 года и Гражданской войны Николай Платоныч, как и многие другие, вынужден был покинуть родину, которую страстно любил. Ему не больше сорока лет, но «глаза его смотрели с сухой грустью и говорил и держался он как человек, много испытавший в жизни».
Ольга Александровна – официантка в небольшой русской столовой, но ее руки, «очень белые и благородной формы», холеная кожа выдают былое благополучие и благородное происхождение.
Судьбы героев искалечены, семьи разбиты. 1917 год стал для них роковым, теперь они вынуждены жить на чужбине и вести образ жизни, расходящийся с их возможностями и желаниями. Эмиграция принесла героям душевную неустойчивость, ненадежность существования. Оторванные от Родины и не прижившиеся на чужбине, они нуждались в психологической опоре. Любовь для героев и стала той психологической опорой.
Ольга Александровна, чуткая и нежная, возвращает герою, от которого ушла жена на второй год замужества ради красивого «милого мальчика, гречонка, который был чрезвычайно богат, желание любить и быть любимым».
Это уже другая любовь, любовь двух уже немолодых людей (ему – сорок, ей – тридцать). И зарождение чувства трогательно, лирично. Всё в ней – приятный голос, русское происхождение, легкая улыбка, следы благородства – притягивает. И вот уже Николай Платоныч с удовольствием думает о молодой женщине, краснеет и смущается при намеке на зародившееся чувство.
«Да из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного – счастливой влюбленной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу», – таков предел надежд Николая Платоныча.
Душевное одиночество подчеркивается природным ненастьем: мглистое небо, дождь, цвета мрачные… и как спасение – прекрасные мгновения любви. Именно мгновения, когда герои нашли друг друга. Близость душевная и близость физическая между героями произошла просто, по-взрослому. И все же она была исключительной по своей мудрой, взрослой страсти.
Хотелось бы героям рассказа, чтобы их счастье было длительным и прочным? Разумеется, хотелось бы.
Но у Бунина почти все рассказы «Темных аллей» говорят о недолговечности его. Финалы рассказов, как правило, таковы, что они создают контраст всему повествованию. Одна фраза служит подчас противовесом всему содержанию рассказа.
Недолговечным оказалось и счастье героев рассказа «В Париже». Казалось, что счастье, наконец, достигнуто, но всего одной фразой известие о нем уничтожается: «на третий день Пасхи он умер в вагоне метро – читая газету, вдруг откинул к спинке сиденья голову, завел глаза».
Смерть – частая развязка бунинских рассказов. При этом повествуется о ней скупо, информационно, почти так же, как сообщает об этом газетная хроника.
И любовь, и красота, и смерть – это темы, которые всегда считались и считаются вечными. В творчестве Бунина они получили развитие в эмигрантский период и явились отражением мироощущения, мировосприятия самого писателя.

Темы: Бунин И.А. | Отзывов: 4 »

Отзывов: 4 на “«Любовь, красота, смерть в «Темных аллеях» И.А.Бунина». Сочинение – исследование”

  1. Bella пишет:
    03 Июн 2011 в 15:41

    Klass!

  2. Вадим пишет:
    26 Сен 2011 в 18:22

    Спасибо!

  3. Елизавета пишет:
    08 Фев 2016 в 17:34

    спасибо, очень выручили.

  4. Раиса Фёдоровна пишет:
    08 Фев 2016 в 18:55

    Спасибо вам за отзыв!

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки