Рубрики


« | Главная | »

Эссе: «Гражданская война – это …» М.Шолохов «Донские рассказы»

Автор: Раиса Фёдоровна | 03 Дек 2010


Война… Это самое первое зло, поразившее человека. Еще Л.Н.Толстой в своих «Севастопольских рассказах», философски осмысливая вопрос, что такое война, напишет: «Мне часто приходила странная мысль: что, ежели бы одна воюющая сторона предложила другой – выслать из каждой армии по одному солдату? Желание могло бы показаться странным, но отчего не исполнить его?.. И ежели уже действительно сложные политические вопросы между разумными представителями разумных созданий должны решаться дракой, пускай бы подрались эти два солдата – один бы осаждал город, другой бы защищал его».

Это рассуждение кажется парадоксальным, но есть в нем истина. Действительно, какая разница: один – против одного или две тысячи – против двух тысяч, или двадцать – против двадцати. «Никак одно не логичнее другого. Первое, напротив, будет гораздо логичнее, потому что человечнее».
И толстовский вывод из философского рассуждения о войне таков: «одно из двух – или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумые создания. Я думаю, что Толстой был прав в том отношении, что политические вопросы, не решенные дипломатически, еще меньше решаются оружием, кровью и смертью.
Таковой была и Гражданская война, о которой справедливо скажет Демокрит: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо и для победителей, и побежденных она гибельна».
Об этом силой художественного слова пишет и М.Шолохов в «Донских рассказах». Пишет ярко, создает незабываемые картины этой жестокой борьбы между «красными» и «белыми».
Земля Донщины, издавна заселенная казаками. Народ, наделенный собственной исторической судьбой еще со времен царствования Екатерины II. Земля Донщины – это место, где казачество не было склонно причислять область Войска Донского к России. Жили казаки в гармонии с природой: пахали, сеяли, собирали урожай, свято берегли семейные традиции. По первому зову верой и правдой служили царю и Отечеству.
Но события, развернувшиеся после революции, докатились и сюда, на землю Донщины. Гражданская война трагедией ворвалась в каждый хутор, каждый курень. Породив уже войну в каждой семье, сердце каждом.
Гражданская война – это…
Это общечеловеческая трагедия, когда отец убивает сына, когда сын – против отца. Война убивает человеческую душу в человеке.
Николке, герою рассказа «Родинка», всего лишь восемнадцать. Ему бы в его возрасте – христианское, вечное: покой, мир, радость в семье, первая любовь, продолжать семейные традиции. Но не довелось ни пахать, ни сеять, ни «школы любви» постичь. Отец в германскую пропал, «как канул в воду», «мать померла». Мыкался по работникам, пока «с проходившим через станицу красным полком» не ушел «на Врангеля», унеся с собой лишь единственную память из детства – любовь к лошадям, унаследованную от отца, да еще «такую же, как у отца», родинку на левой ноге «выше щиколотки».
В восемнадцать лет – ни дома, ни семьи. Весь жизненный арсенал Николки – полевая карта, уздечка, но прежде всего – гильзы патронные. «Пацаненок», «куга зеленая», шутя называют его в эскадроне, но в бою, в погоне за бандой с ним не сравнится и самый старый командир.
Война… Это когда ты не по летам выглядишь. Когда «старят лицо глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая». Когда понимаешь, что «учиться б»,.. «учиться бы поехать…», а в душе – усталость от крови, постоянных убийств: «Опять кровь, а я уж уморился так жить… Опостылело все…». А в глазах – «черная злоба», «святая злоба», которая разжигает в душе ненависть к врагам – красноармейцам.
Вот что значит трагедия войны.
Иная судьба у атамана. И также трагична. И виной всему война, забравшая у него нормальную казацкую жизнь, оторвавшую его от земли, лишившую радости жизни на родной земле. А взамен – плен германский «потом Врангель, лагерь в колючей проволоке и в итоге – банда, атаманство.
Это от войны зачерствела душа у него, боль непонятная точит изнутри. Потому и пьет атаман, что понимает, не нужна ему эта война. Стоят перед глазами степи донские, «жито» в них.
Вот она, правда Гражданской войны. Толкнула она казака между двух жерновов, провела непреодолимую границу между отцом и сыном, столкнула их «лбами», родных и кровных сделала врагами.
И вот она, та грань, когда противостояние становится кульминационным. Силой художественного слова Шолохов эту кульминационную сцену описывает так, что зримо видишь, а разумом понимаешь, что сейчас совершится самое страшное. Летят навстречу смерти отец и сын. С казацким, юным лихачеством, отвагой – и с волчьим, звериным, жестоким началом опытного атамана: «Повернул атаман коня, а на него, раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает».
«Неук, сосун, горяч, через это и смерть его тут налапает. И опытная рука атамана привычно сделала свое дело, по-хозяйски стал снимать сапоги «с мертвяка», злобно выругался, когда один сапог застрял, «с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо. Медленно, словно боясь разбудить, …повернул холодеющую голову, руки измазал в крови,…всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо:
– Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…
Чернея, крикнул: «Как же это, я?»
«Упал, заглядывая в меркнущие глаза: веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело…»
Гражданская война – это когда никто не вернет отцу – страдальцу родного сына. Когда мир, расколотый на «красных» и «белых», ощетинился в ожидании новых жертв во имя светлого завтра.
Гражданская война – это напоминание о том, что ненависть разрушает, а любовь созидает. И нет ничего важнее, чем жить в любви и согласии.
Война – это… Это когда в поцелуе стынущих рук сына – приговор отцу: нельзя жить сыноубийце: горит душа и мертвеет сердце.
Гражданская война разрушительна для основы основ человеческой жизни – для семьи. По христианским законам жило казачество: в воскресные дни и праздники всей семьей шли в церковь, в углу избы всегда висел образ Христа, украшенный «рушниками». За обедом сидели всей семьей. Почитание старших, законопослушность всегда были в крови у донцов.
В рассказе «Бахчевник» война провела линию между отцом и его двумя сыновьями, четырнадцатилетними Митькой и его старшим братом Федором.
Отец – комендант при военно-полевом суде в станице, а Федор к большевикам тянется. Не оставила война места человечности в душе бывшего офицера – отца. Лютой ненавистью ненавидит он советскую власть, большевиков. Эта ненависть переходит и на сына. Но больше всего страдает в семье женщина – мать.
Узнав, что она носила пленным харчи, убивает ее муж. Распалась семья. Уходит к «красным» Федор, спасаясь от гнева отца, нанимается в бахчевники Митька.
И вот тот кульминационный момент, обнажающий весь трагизм случившегося в семье.
Раненый Федор с группой красноармейцев должен скрываться от преследовавших их казаков. Убежище нашел в бахчевнике. Митька, обнаружив его в бахчевнике, прячет в шалаше. Но его находит отец. Оказавшись в «эпицентре» классовой борьбы, считавший главным и ответственным своим делом истребление «красных», он готов ради этого дела и собственных детей пустить «на распыл».
Спасая брата, Митька, «качаясь, прыгнул, цепко ухватил стоящий у стенки топор, ухнул от внезапно нахлынувшего тошного удушья и, с силой взмахнув топором, ударил отца в затылок».
Гражданская война – это самое страшное: когда в эту человеческую бойню вовлекаются дети.
Торопливо зашагали два брата. А «где-то совсем близко ахнуло орудие». Как сложится дальнейшая судьба нашего маленького героя? По-прежнему «ахают» орудия…
Чем закончится для Митьки эта классовая «заварушка», отнявшая у него детство, семью?
Гражданская война – это в итоге «расчеловечивание» и «красных», и «белых». Но бывают и редкие минуты «вочеловечивания».
От ненависти к любви к поверженному врагу – такой путь пройдет герой рассказа «Чужая кровь» дед Гаврила.
У него война отняла сына. Был он у него первый и последний, отправил на фронт против красных с отцовским наказом служить, как деды и прадеды службу царям несли, как и он служил. Но не дождались старики своего единственного сына с фронта. Война неумолимо вмешалась в жизнь землепашца Гаврилы. Нет сына – некому наживать. Все разрушается и гниет. Не манит и не влечет теперь и зов весенней земли.
А потому ненавидит лютой ненавистью дед Гаврила новую власть. Пришла беда: вторглись красные в казачий хутор, вывернули дедову душу «наизнанку». У него забирают зерно. Злоба перерастает в ярость: «Берите, проклятые!.. Грабьте!.. Давитесь чужим добром!..».
Стремительно развиваются события войны. И вот уже слышит дед «дико – хриплый крик»: «Где продотрядники?». Увидит дед Гаврила жестокую расправу над красноармейцами, их изуродованные тела, обнаружит «белокурого мальчишку лет девятнадцати». Услышав стук своего сердца, понесет он в дом «почерневшее тело».
Христианская основа души деда Гаврилы способна на прощение. Вместе со старухой своей будут они днем и ночью дежурить у кровати тяжело раненного красноармейца. Выхаживать будут, как собственного сына. Петром, в честь погибшего сына, зовет его дед Гаврила.
Победил старик себе дух зла. Любовь к врагу, отказ от мщения… Это ли не высшая степень смирения перед Богом. Привязался к приемному сыну настолько, что где-то в глубине души затеплилась надежда: а, может, и «навовсе» останется их Петро.
Самые трогательные страницы рассказа – финальные. Понял дед Гаврила после долгого раздумья, «что не жить Петру в станице», что завод, вскормившей его, рано или поздно «отымет» его у них.
Финал показывает нравственную высоту души старика, наделенного мудростью, величайшим терпением, смирением. Ни упреков, ни жалобы, ни слез, а только любовь и забота: «Прощай, родимый!.. И, кривя изуродованное болью мокрое от слез лицо, резко, до крика повысил голос: «Подорожники не забыл, сынок?.. Старуха пекла тебе…не забыл?.. Ну, прощай!.. Прощай, сынушка!..».
Таким образом, гражданская война – это общечеловеческая трагедия, братоубийство, разрушение традиций и евангельских заповедей, это крушение всех нравственных начал в человеке.
М.Шолохов однозначно и категорически не приемлет этой войны с ее жестокими нравами.

Темы: Шолохов М.А. | Ваш отзыв »

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки