Рубрики


« | Главная | »

Эссе «Только ли положительный герой?..». (В.Шукшин «Калина красная», В.Липатов «Игорь Саввович»)

Автор: Раиса Фёдоровна | 07 Янв 2011


Невозможно представить себе литературного героя вне его исторического времени, потому что «историю души героя» нельзя постичь вне связи со временем. Поэтому на наших школьных уроках вместе с учителем мы и пытаемся решить главную тему века: герой и время или человек и общество.
Почему Онегин – «лишний» человек, а Печорин – герой своего времени? Нужны ли Обломовы сегодня? «Каков итог духовных исканий героев «Война и мир?..»

Как правило, мы всегда находили то нравственное зерно, ту справедливую истину, следуя которой мы тоже смогли бы достичь нравственного совершенства. Потому что, по мнению наших милых, добрых учителей самого гуманного школьного предмета, наш нравственный ваакум стоит заполнить положительными примерами и они, как эхо, отразятся в наших душах.
А какую нравственную победу одерживали мы, когда из общей четырехтомной эпопеи Толстого, не видя «в глаза» эту эпопею, мы лихо с учительского конспекта или слов расправлялись с лжепатриотизмом гостей салона Шерер и удачно анализировали предложенный эпизод из романа, совершенно не понимая и не зная, какую роль играет он в контексте всего романа, получали хорошую оценку и учительское «молодец».
И вот я уже стала на год взрослей. Я уже в завершающем, одиннадцатом. По- прежнему, мир литературы для меня значимый. Люблю размышлять, чувствовать время через литературных героев.
Задаюсь вопросом: каким должен быть герой нашего времени? Ведь наша эпоха яркая, возвышенная, эпоха массовой культуры. Можем ли мы, взяв ориентир на положительного героя, расти как личность?
Хороший пример потому и хороший, что он нравственно воспитывает нас. А вот А.П.Чехов, избравший своим врагом пошлость, сказал, что нравственная чистота рождается через преодоление мелочности, равнодушия, что нравственное падение происходит порой незаметно (несколько лет, например, понадобилось земскому врачу Старцеву, для того, чтобы потерять человеческий облик).
Чеховскому голосу вторит и В.М.Шукшин, один из тех, кто представил время, уже близкое нам по духу. Писатель, который сказал нам, что героем нашего времени является тот литературный персонаж, в котором наиболее выразительным образом отражена правда времени, ибо нравственно то, что правдиво.
Ведь не ради любви к мраку и грязи, не ради смакования недостатков избрал он Егора Прокудина главным героем своей киноповести «Калина красная», человека трудной и сложной судьбы.
А, может, с них-то и нужно нам начинать, разобраться и понять, как и почему при всей нравственной высоте появляются у нас моральные калеки? Хорошая книга для меня лично не та, которая неоспоримо разрешает все вопросы, а та, что заставляет задуматься, понять и из любой области человеческой жизни извлечь для себя нравственное зерно.
В самом деле, какое воспитательное значение для нас, юных, может иметь эта повесть? Повесть, посвященная миру преступников, миру, который справедливо осуждают и презирают все наши люди. Какой нравственный урок может дать нам герой, очистивший с десяток магазинов, просидевший около семи лет, предавший свою мать? Сможет ли он «перековаться»?
Страшная, мучительная сторона жизни… И не примером для нас, а предостережением, напоминанием о своей нравственной ответственности за все, за всех – об этом повесть «Калина красная».
С чего же началось нравственное падение Егора Прокудина? Когда-то в его юной жизни случилась первая серьезная трудность, и он свернул с дороги, чтобы, пусть даже бессознательно, обойти эту трудность. Вот с этого и начался его путь компромисса с совестью.
А ведь человек он от природы добрый. Ведь любил он парнишкой слушать, как гудят телеграфные столбы. Волнующее чувство это было для него. Всю жизнь помнит он свое детство, а в нем – мать и корову Маньку и то, как «с матерью носили на себе березки, чтобы истопить печь».
И могла бы быть другая жизнь. Да не получилась. Вышибло Егора из жизни. А теперь ему уже сорок. Трудно начинать все сначала. Куда приклонить свою голову, куда теперь ступить?
Прокудин – характер сильный, в нем развито чувство самолюбия. Вот потому он не хочет маленьких норм, ему хочется праздника в жизни, а потому дико Егору уверовать, что отныне и до конца дней у него одна стезя – пахать и сеять. Для Егора это сознание, может быть, страшней тюрьмы, потому что – непривычно.
Вот потому какая-то внешняя бравада, какое-то остервенение в поведении. Вот он, стиснув зубы, читает стихотворение о том, как охотники травят волка. Читает так, словно бросает вызов кому-то. Вот отплясывает русскую «барыню», а за этой пляской – что-то неизжитое, незабывное. Вот он словно затевает какую-то опасную игру, спасая дружков от «облавы».
Душа «наскипидаренная» выхода просит. Разрывается от тоски, неизвестности. Вот и прижимается он к милым березкам, поглаживает их ладонью, успокаиваясь душой.
Потекла жизнь Егора по законам ложным, неестественным, вывела его на путь предательства самому дорогому ему в жизни человеку – матери.
Расплата для Егора будет тяжелой – муки совести.
Если бы умел он хоть плакать в этой жизни. «Но не слезинки же ни разу не выкатилось из его глаз, только каменели скулы и пальцы до отека сжимали что-нибудь, что оказывалось под рукой». Такой для Егора будет встреча с матерью после двадцатилетней разлуки. Нравственной пыткой. Голосом совести. Живым укором.
Нет, не забывал Егор все эти годы матери. Но явиться к ней вот так вот – стриженому, нищему – это выше его сил. «Дай хоть волосы отрастут… хоть на человека похожим стану». Да, там, где он родился и рос, там тюрьма – позор, крайняя степень падения. И принести матери с собой, что он из тюрьмы, этого Егор сделать не мог. Лучше уж обмануть, чем принести ей позор и горе.
Может быть, именно теперь, встретившись с матерью, Егор и понял, что не найти ему уже в этой жизни того праздника – покоя, не замолить ему греха перед матерью, замучит его совесть.
А ведь поет Егор песню «Калина красная, калина вызрела…». Песня душевная, ее поют тогда, когда хочется что-то вспомнить, о чем-то подумать. Песня о неразделенной любви, как песня о несостоявшейся судьбе.
Неужели же не было у героя Шукшина другого выхода? Как нет? А Люба, поверившая в искренность его писем, в него. Протянули бескорыстную руку помощи и родители Любы, брат ее. Не сумел воспользоваться, застраховать себя от трагических случайностей. Не хватило мудрости. Так и хочется сказать: «Дико. Вся жизнь пошла дико, вбок, вся жизнь – загул».
Смерть, как завершение судьбы героя, однажды оступившегося перед трудностями, неизбежна.
И вновь задаю себе вопрос: может ли быть отрицательный герой для нас нравственным ориентиром? Может, потому что историей своего выпадения из жизни он преподносит урок: человек за все платит собой, за добро и за зло. Самое поучительное я вижу в том, что повесть В.Шукшина помогает нам обнаружить те законы, по которым разрушается неудавшаяся жизнь.
Человеком тяжелой, путаной души является и герой одноименного романа В.Липатова «Игорь Саввович» – Игорь Саввович.
Тридцать лет прожил герой В.Липатова, никогда, ни однажды не задумался он над тем, кто есть он, какой он, добрый, злой, безвольный, сильный. Наверное, так бы и никогда он и не догадался заняться этим делом, если бы следователь Селезнев не поставил вопрос ребром: кто есть кто?
И вот то нравственное зерно, которое извлекаю я: страшно и ничего, наверное, страшнее нет, чем узнать в тридцать лет, что занимаешься не своим делом (хотя и должность у тебя внушительная – заместитель инженера), ненавидишь то, что занимает в твоей жизни треть суток по времени и властно даже над снами.
Почему же это случилось? Ведь герой бескорыстен, всерьез озабочен серьезными раздумьями о смысле жизни?
Почему он превратился в ленивое и неприспособленное существо? Все дело в том, что за него было сделано все, вплоть до выбора жены. Даже госэкзамены в институте у него принимали, видимо, не слушая, что он говорит, потому что он был сыном Валентова, главного инженера.
А потом женитьба на дочери первого заместителя председателя облисполкома, протекция, открывшаяся после женитьбы, завершила эволюцию характера. Она лишает самостоятельности, творческого отношения к труду. Незаслуженные привилегии превращают Игоря Саввовича в бездельника, отнимают интерес к работе, а, следовательно, и к жизни.
Роман подсказывает нам, каким человек не должен быть.

Темы: Липатов В., Шукшин В.М. | Ваш отзыв »

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки