Рубрики


« | Главная | »

Мой Высоцкий. Сочинение.

Автор: Раиса Фёдоровна | 16 Фев 2011

Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть свой собственный Высоцкий, есть песни и стихи, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то ближе, роднее, убедительнее.
Например, вот это:

Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю,
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
……………………………………
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.


«Я не люблю…» Процитировала бы это стихотворение от начала и до конца. Для меня притягательная сила его в той общечеловеческой проблеме, жизненной убедительности, интонационном звучании. Эмоциональное воздействие усиливает ощущение того, что за каждым словом слышится где-то в глубине голос самого Высоцкого. Голос своеобразный, ни с кем не сравнимый. Голос, который продолжает жить и сегодня.
Высоцкий не является официальным поэтом, то есть его тексты не печатаются. Он писал слова и музыку песен, которые исполнял сам, аккомпанируя себе на гитаре. Его стихи и песни – баллады используются в кино. А его песни – баллады очень разнообразны по тематике – лирические, политические, военные, шуточные.
Высоцкий пел сам свои песни перед студентами, рабочими, на заводах, в университетах, в различных организациях. Он пел на сцене и на экране. «Я не пишу для определенной категории зрителей, — говорил он, — я стараюсь затронуть душу людей вне зависимости от их возраста, профессии, национальности. Я не люблю легких песен. Я не люблю, чтобы на моих концертах люди отдыхали. Я хочу, чтобы моя публика работала вместе со мной, чтобы она творила. Наверное, так установилась моя манера. Моя песня – это почти крик».
Да, это высказывание Высоцкого не нуждается в комментарии. Он, действительно, пел, не щадя сил. Его авторская песня была и остается особенно любимой для меня, например, потому что в них то, и о том, что волнует каждого из нас.
Был когда-то такой фильм – «Вертикаль». Был и прошел. А песня, написанная Высоцким для этого фильма, осталась. Она и сегодня живет своей отдельной жизнью. И кто из нас, собравшись в кругу любимых друзей, может быть, у костра, а, может, при дружеской встрече под аккомпанемент гитары не певал песню Высоцкого:

Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так.
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош.
Парня в горы тяни – рискни,
Не бросай одного его.
Пусть он в связке одной с тобой,
Там поймешь, кто такой.
(«Песня о друге»).

И кажется, что слышишь не слова песни, а размышление о друзьях, о дружбе, мнимой и настоящей. А в своих стихах Высоцкий размышляет о том, что дорого и нам: о жизни, смерти, о судьбе, о ненависти, о любви, о несправедливости, о героизме, о страдании, о свободе, о дружбе.
И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Владимиром Высоцким о войне:

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигает.
…………………………………………
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?
«Братские могилы»

«…Но разве от этого легче?» — таким вопросом завершает поэт свое размышление о братских могилах. Вопрос, заставляющий и нас вспомнить величие героизма тех, которые когда-то защитили наш первый вздох, первый крик, первый шаг по земле.

Почему все не так? Вроде все как всегда:
То же небо, опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
……………………………………
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, — не про то разговор,
Вдруг заметил я: нас было двое…
Для меня словно ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
……………………………………
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих…
Все теперь одному, только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.

Невольно задаюсь вопросом: почему поэт человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне, все-таки пишет о ней, более того, — не может не писать. Интонационное звучание, тревожно – грустное, настраивающее на размышление – почему все не так? Потому что для автора песни она, его личная судьба; — часть того, кто «не вернулся из боя», часть общей, огромной судьбы народа. А потому не писать о войне поэт не может. Это песня очень настоящего человека.
Мне хочется сравнить песни Высоцкого с песней – ролью, в которой он сам был в ней сочинителем, исполнителем и режиссером – постановщиком. И исполнял он их на таком нервном накале, что казалось, и сам Высоцкий не выдержит такого напряжения, упадет, задохнется… На износ. Всегда и во всем…
Есть среди песен Высоцкого особенно тяжелые, песни – крик страха и ярости. Особенно запомнившаяся мне – «Охота на волков»:

Идет охота на волков. Идет охота!
На серых хищников – матерых и щенков.
Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.
Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Волк не может нарушить традиций.
Видно, в детстве, слепые щенки,
Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали – «Нельзя за флажки!»

Напряженность жестокой охоты «на серых хищников» усиливает повтор: «Идет, охота на волков. Идет охота!». «Но сегодня – не так, как вчера!» Не так, потому что охотники остаются с пустыми руками: волк «из повиновения вышел за флажки – жажда жизни сильней!»
К сожалению, история этой песни имеет продолжение и в каком-то смысле заключение «Охота на волков». Это – «Охота с вертолета». Поводом для написания этой песни послужила телепередача об охоте на волков с вертолета. В фильме, снятом в Сибири, показано, как уничтожают стаю волков. Обезумевшие животные стараются зарыться в снег, поднимают искаженные отчаянием морды к ревущим машинам, откуда дождем льется смерть. Вскоре снег покрывается длинными кровавыми дорожками. Почти никто не уцелел в этой бойне:

Кровью вымокли мы под свинцовым дождем –
И смирились, решив: все равно не уйдем!
Животами горячими плавили снег,
Эту бойню затеял не Бог – человек:
Улетающих – влет, убегающих – в бег.

Картина пугающая. Потрясение от рассказанного поэтом усиливается еще и потому, что не человек, а волк – лесной зверь, как бы вопрошает человека: что делаем? что творим? И так ли поступаем?
Голос Высоцкого… Голос, который продолжает жить и сегодня. Хриплый, напряженный, жестокая манера пения. Но это до поры до времени. И вдруг этот голос становился воплощением возвышенного спокойствия, потрясающе тихим. И каждое слово начинало звучать по-особому трепетно:

Мне каждый вечер зажигает свечи
И образ твой окуривает дым…
Но не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.
(«В душе моей»).

А вот как трогательно и вместе с тем категорично звучит серенада влюбленного Соловья – Разбойника (это, так сказать, из серии «взрослых сказок»:

Выходи, я тебе посвищу серенаду,
Кто тебе серенаду еще посвистит?
Сутки кряду могу, до упаду,
Если Муза меня посетит.

Я пока еще только шутю и шалю,
Я пока на себя не похож,
Я обиду стерплю, но когда я вспылю,
Я дворец подпалю,
подпилю,
развалю,
Если ты на балкон не придешь…
(«Серенада Соловья – Разбойника»).

Прочитаешь такие доводы влюбленного Соловья –Разбойника, и в душе появится какое –то особое ощущение улыбки, доброты. И представишь, как радостно он работал, как непринужденно обращался со словом:

Если где-то в чужой незнакомой ночи
Ты споткнулся и ходишь по краю,
Не таись, не молчи, до меня докричи –
Я твой голос услышу, узнаю.
……………………………………
Если трудно идешь, по колено в грязи
Да по острым камням, босиком, по воде по студеной,
Пропыленный, обветренный, дымный, огнем опаленный,
Хоть какой доберись, добреди, доползи.

Вот таков мой Высоцкий. Он же актер, поэт, певец. И человек, который притягательной силой своих стихов готов поддержать тебя в трудную минуту. Его стихи – для наслаждения, для мечты, для сердца. А еще в них есть память.

Темы: Высоцкий В.С. | Ваш отзыв »

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки