Рубрики


« | Главная | »

А иначе зачем на Земле этой грешной живу… (Сочинение о поэзии Б.Окуджавы)

Автор: Раиса Фёдоровна | 22 Фев 2011

Окуджава Б.

Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,
И друзей созову, на любовь своё сердце настрою
А иначе зачем на земле этой грешной живу.

Кто из нас не грустил под эти душевные, глубокого содержания слова Б.Окуджавы? Кто не задавался однажды вопросом: «А иначе зачем на земле этой грешной живу!».

Булат Окуджава – признанный основоположник авторской песни. Говорит прозой о стихах Окуджавы для меня лично трудно, потому что его стихи воспринимаются сердцем, чувством так же, как музыка.(а попробуйте рассказать словами о музыке).
Успех пришел к Окуджаве потому, что он, как правило, обращается не к обобщенной массе, ко всем, а к каждому в отдельности. Он отдает своему читателю самое большое, что у него есть- самого себя, свои мысли чувства, сердцем прожитые дни жизни, потому его песни удивительно добры, преисполнены любовью к человеку:

Дышит, дышит – никак не надышится,
Дышит матерью – она у него одна,
Дышит родиной – она у него единственная,
Плачет, мучается, смеется, посвистывает,
И молчит у окна, и поет дотемна.
И влюбленно недолгий свой век перелистывает.
(«Человек»)

Таков духовный портрет человека у Окуджавы: умеющий любить, восторгаться, сомневаться и верить.
В песнях поэт ведет доверительный разговор о сущности жизни человека, он поет о ценностях истинных, по-настоящему важных для нас. Не помню, кто написал, но эти замечательные слова о стихах я запомнила, потому что в них звучит тревога, вот они:
«Стихи существуют тогда и для того, чтобы отозваться в читателе, вызывая встречное движение его души. Уходит время стихов. Но если время, стихов уходит, то этот уход грозит великими бедствиями. Люди, глухие к поэзии, обделены природой в большой мере, чем глухие к музыке. Равнодушие к музыке свидетельствует лишь о неразвитости слуха, между тем как равнодушие к поэзии говорит о неразвитости души».
А ведь и впрямь: сегодня все ощутимее, все заметнее снижается интерес к поэзии. Я не скажу, что мы не читаем стихи. Читаем. И как того требуется – выразительно читаем. Но при чтении отсутствует труд души. Чтец читает, но в нем ничего не происходит, какой –то вакуум, пустота. Начисто отсутствует такое понятие как чувство сопереживания, эстетического наслаждения, непосредственности восприятия.
И мне кажется, что негромкий, задушевный голос Окуджавы, балладный ритм его стихов, соединение в них разговорности и напевности мог бы стать своеобразным экскурсоводом в большой мир поэзии. Окуджава не предъявляет ни к кому претензий, никого грозно не обличает, не бичует сатирическим пером. Его поэзия не о том:
– Вот Москва, заново открытая поэтом. Не парадная, а таинственный город, несущий в себе память о простых людях, об их трагических судьбах. Вот небольшая любимая улочка Арбат – источник размышлений о высших ценностях, истинных идеалах:
Ах,Арбат,мой Арбат,
Ты –мое призвание.
Ты –и радость моя,
И моя беда.
(«Песенка об Арбате»).
А вот аллегорически таинственное обличение «сталинщины» смысловая суть песни не устарела и сегодня и не устареет никогда:
Он давно мышей не ловит,
Усмехается в усы,
Ловит нас на честном слове,
На кусочке колбасы.

Оттого-то, знать, не весел,
Дом, в котором мы живем,
Надо б лампочку повестить…
Денег все не соберем.
(«Песенка про черного кота».)
Философская песня «Молитва». В ней – сочетание веры в справедливость мироустройства и тревожное сомнение в этой справедливости.
Пока Земля еще вертится – Господи,твоя власть!
Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть,
Дай передышку щедрому, хоть до исхода дня,
Каину дай раскаяние… И не забудь про меня
Я знаю: ты все умеешь, я верую в мудрость твою,
Как верит каждое ухо тихим речам твоим,
Как верим и мы, сами не ведая, что творим.
Философская песня с повтором «И не забудь про меня», означающим, что человек, собравший всех людей, он стоит всех и его стоит любой.
А сколько предельной доброжелательности звучит в песне « Пожелание друзьям!»:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты
Ведь это все любви счастливые моменты.
И этот призыв – не просто красивая фраза, а жизненная необходимость для каждого из нас.
Окуджава – поэт военного поколения. На фронт он ушел совсем юным добровольцем. Поэтому тема войны станет главной в его творчестве.
«Ах, война, что ж ты, сделала, подлая?..» Уже в этом обращении – выражение отчаянной боли по «мальчикам» :
Ах, война, что ж ты, сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад…
Недолго были детьми эти «мальчики». Нелегки расставания с «девочками». Торжественно – печален момент их прощания. И только – просьба, по – детски жалобная и неотступная : «Постарайтесь вернуться назад…»
На Северо-Кавказском фронте Окуджава прошел суровую школу минометчика, был ранен. С этой службой связана, пожалуй, одна из самых знаменитых его песен «Мы за ценой не постоим». Она была написана для кинофильма «Белорусский вокзал».
Уже в первых строчках песни отражен поэтом весь ужас войны:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы, плечом к плечу врастаем в землю тут,
Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа
Одна на всех – мы за ценой не постоим.
Выжженная, искореженная земля, бойцы плечом к плечу, которых ждет «огонь смертельный».И рефрен: «И, значит, нам нужна одна победа…»,утверждающий непоколебимость, стойкость бойцов, их готовность пожертвовать, собой ради Родины, выражающий главную мысль песни: нет цены свободе родной земли и потому ничто не остановит ее защитников.
Предметом поэзии Окуджавы всегда была обыденная, повседневная жизнь. Но честное стремление поэта найти духовную опору в советской истории, в романтике военных лет, в оптимистических ожиданиях «отдельной» поры сочеталось в его сознании, с трезвым пониманием «реальной жизни, с неприятием бездумной веры в светлое будущее». Недовольство поэта окружающей действительностью – это его проявление глубокой духовной жажды:
Настоящих людей так немного!
Все вы врете, что век их настал.
Посчитайте и честно и строго,
Сколько будет на каждый квартал…
На Россию – одна моя мама,
Только что ж она может одна?
«Одна моя мама…» – пусть художественное преувеличение, но сказано с такой болью, и с тоской, и с самоиронией… Это и создает характерный для Окуджавы эффект доверительности:
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более, что жизнь короткая такая!
Это так доверительно, так жизненно необходимо для каждого из нас. И это Б.Окуджава, помогающий нам стать духовно выше, нравственнее. Его стихи – нравственный кодекс на все времена, потому что писал он о вечном.

Темы: Окуджава Б | Ваш отзыв »

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки