Рубрики


« | Главная | »

Размышляя над cудьбами шолоховских героинь

Автор: Раиса Фёдоровна | 12 Фев 2014


Наверное, повзрослев, я обязательно еще вернусь к произведениям Шолохова, чтобы уже по взрослому осмыслить прочитанное, сверить свои впечатления. Ведь с годами приобретаем мы мудрость нашу. Через годы мы перечитываем Достоевского, Толстого, хочется порыться в русской древности – от «Слова о полку Игореве» до жития и писем сожженного на костре Аввакума,послушать «Онегина»,Чайковского, встретиться еще раз с Репиным и Суриковым.
А пока… А пока я нахожусь под впечатлением от книг Шолохова,пытаюсь представить , какие они, донские просторы и люди того края, насколько время изменило традиции их, уклад жизни,нравственные принципы?


Пробегают в памяти созданные писателями женские образы. Какие они,навсегда вошедшие в литературу? Татьяна – «русская душою»,олицетворение долга, которому принесла в жертву личное счастье. Целый ряд очаровательных женских образов, созданных Тургеневым, который показал, что в русской женщине есть все задатки духовного равноправия с мужчиной. Наташа Ростова,для которой семья стала смыслом ее жизни…
Разные типы женских образов – разные судьбы. Но объединенные схожестью своих
задач: иногда исцелять,часто облегчать и всегда утешать. Совершенно иная задача шолоховских героинь. Именно ей,женщине – казачке, Шолохов отводит уникальную роль в сохранении дома и семейных уз. Именно женщине выпадает невыносимо тяжелая,но достойная доля – во время отсутствия мужа поддерживать мир и порядок в доме, соединять распавшиеся звенья кровных связей, примирять противников, спасать душевно искалеченных войной мужчин.
Ведь что значила для казака семья? Известна истина: война без крепкого, надёжного тыла – разбой. Жена,дети или невеста –это был тот притягательный свет,который негас в душе казака никогда, ни на службе, ни в военных походах. А еще он знал,что в его отсутсвие за дом, хозяйство отвечает она, жена – казачка.
Я размышляю над судьбой Ильиничны… Вот Пантелей Прокофьевич, получив приказ о явке на сборный пункт, прощаясь, дает свой наказ : «Смотри, старуха, веди дело с толком,рук не роняй!.. Война войной, но без хлеба жить тоже скушно!»
Проводит Ильинична старика своего до площади, вытрет «завеской припухшие глаза» и, не оглядываясь и не останавливаясь, послешит домой,потому что «на гумне ждал её недомолоченный посад пшеницы, в печи стояло молоко,дети с утра были не кормлены,потому что хлопот у нее было великое множество: думать о том,как зябь по весне вспахать,жито посеять.»

Не распрямляется Ильинична, ставшая «горбатой от работы». Но это её святой долг, который не позволено нарушать никому. И потому по христиански смиренно несет свой крест она. Пробегая в памяти прожитую жизнь, хранит Ильинична лишь короткое воспоминание о молодости,когда она молодая, рослая, красивая спешит «к стану» и «заслышав захлебывающийся детский плач,прибавляет шагу, на ходу расстегивая Ворот рубахи…Милый ты мой сыночек! Расхорош ты мой! Уморила тебя с голоду мать…»
Ильинична – эта мудрая и мужественная «казачья мадонна», бескорыстная, по велению сердца всегда жившая интересами семьи,умеющая прощать даже тем,кто причинял ей боль. Прощала она и своему Пантелею,потому что считала,что семья – это святое, и в семейных отношениях «с размаху ничего не надо делать».
И тогда, когда,бывало, «по месяцу вся синяя, как железо,ходила, а ить выжила же и детей воскормила и из дому на разу не счиналась…». И все потому, что «детишков от отца забирать,как это так?»
Это она,Ильинична,некогда проклявшая убийцу своего сына Петра,жалеет Кошевого,когда он остается круглым сиротой,принимает его в своем доме. Более того,гордая, но по-православному милосердная дает молодым благословение на брак.
Печально –горестно звучат последние аккорды жизни этой поистине «казачьей мадонны». «За один год потеряв столько близких ее сердцу людей,она жила,надломленная страданием,постаревшая и жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много… Примиривишись с замужеством Дуняши,Ильинична хотела лишь одного : дождаться Григория,передать ему детей, а потом навсегда закрыть глаза. За свою долгую и трудную жизнь она выстрадала это право на отдых».
Ни упреков, ни жалоб, ни слез, а только любовь и забота. И возникает единственное ощущение: будто случилось все это с дорогим и близким тебе человеком. И невольно вспоминаются некрасовские строки:
Доля ты – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать!
Но, конечно же, самыми захватывающими и напряженными страницами романа «Тихий Дон» – это те, в которых повествуется о судьбе двух героинь – Аксиньи и Натальи. Пожалуй, не так уж много страниц в нашей литературе, когда читатель, пытаясь разрешить «любовный треугольник» оказывается в тупике, на распутье.
Нравственно или безнравственно, любить или ненавидеть? Растерянность чувств.И мне, как Григорию, который » не прочь был жить с ними с обеими, любя каждую из них по- разному», также до боли сердечной жаль обеих, каждой из них желала бы другой судьбы.
Разве есть вина Аксиньи в том, что на самом взлете жизни, в шестнадцатилетнем возрасте над нею надругался отец, а Степан с первой же брачной жизни стал избивать, часто напиваться, но не «выбросил за порог и никому не сказал о её девичьем позоре». Но навсегда для него осталась она «порченой». Потом – смерть ребёнка.
Можно представить, какое унижение должна была испытывать женщина, которая за молчание должна была расплачиваться чувственными страстями, ласками.
Не вина в том Аксиньи, беда и трагедия ее. Не испытала она счастья в семье, с детства обездоленная, мужем не прощенная, она так и не смогла создать традиционную казачью семью, в которой непреклонным считалось святость семейных уз. Ей по сущестру пришлось расплачиваться за грех, в котором не она была виновата.
Для меня ,как читателя, Аксинья – наиболее сложный, трагический после Григория Мелехова персонаж. В оценке её характера нет однозначности. Я не назову ее виновницей гибели Натальи. Нет. Но «разлучницей» она стала. В женском разговоре со своей соперницей. Аксинья «лютует и глумится», стараясь побольше оскорбить, унизить Наталью, законную жену Григория. «Падко бабье сердце на жалость…» Эти авторские слова не могут оправдать и увлечение Аксиньи Листницким (по моему мнению ).
Я скорее поддержу Наталью, когда та скажет : «Да, если любят, так не делают».И, конечно же, Наталье , например, никогда в голову не пришла бы мысль отомстить своему»непутевому Гришке» тем же.
Когда любят – ждут… Это правда. Но и «не гулящая», не Даря, не распутна Аксинья в своей любви к Григорию.
«Вошел ты в меня, проклятый, на всю жизнь!» – этими словами вспоминает она своего «любого». Любовь к Григорию с тех вечерних игрищ, когда они встретились, станет единственным смыслом её жизни. И будет она бороться за свою «счастливую и срамную» любовь, несмотря на расправы с ней мужа за неверность и на хуторское презрение. Будет кричать растерявшемуся Пантелею Прокофьевичу: «…Мой Гришка!Мой! Мой! Владею им и буду владеть!» При муже открыто и смело выпьет стакан за здоровье Григория Пантелеевича. Будет неистовствовать Аксинья в своей поздней «бабьей»любви, любовью стараясь залить свою неудавшуюся жизнь.
И все – таки, даже «самая яркая солнечность страстей чужих жен или любовниц всегда несёт в себе драматическую печать временности, и не может надолго затмить лирически – спокойного света семейной любви».
Может, потому и погибает Аксинья, что жизнь и любовь , так неудачно начавшиеся с самого начала, не может быть счастливой до конца.
Если любовь Аксиньи горит, как бурное пламя, вся – на виду, то
любовь Натальи не менее опаляющая страсть. Любит она Григория преданно,цельно, но любит сдержанно. Вспоминается ее записка в Ягодное : «Думала, сгоряча ты ушел,и ждала, что возвернешься. Но я разлучать вас не хочу.Лучше одна я в землю затоптанная, чем двое…»
Воспитанная на православной эстетике чувств, Наталья верила в святость семейных отношений, в супружескую верность. Она ждала от жизни только счастья любви, никем и ничем не оскверняемого, но счастья не в жестокой борьбе за мужчину, борьбе,которая опустошает душу и сердце, а по святому и законному человеческому праву.
И потому когда Григорий с Аксиньей уходят в имение Листницкого,не вынесет Наталья такого унижения, не справится с неожиданным ударом судьбы.
В отчаянном порыве она нарушит одну из главных заповедей христианства – святость дара жизни.
Судьба, правда, распорядились иначе. Невольно задаешься вопросом: почему Наталья то уходит из дома Мелеховых,то вновь,без надежды на возвращение Григория,приходит в дом свекра. Потому что чисто донской характер Натальи с его нравственной чистотой верен был идее семьи, дома. Потому что инстинкт подсказывал ей:в доме свекра она еще может дождаться возвращения неверного мужа, она сможет восстановить разрушенную семью, обретет детей.
И Наталья побеждает «разлучницу» Аксинью талантом верности, терпения. Григорий возвращается.
Но жизнь не складывалась. Крушатся истины, на которых воспитывалась Наталья.В безумном порыве бессильного гнева она требует от неба справедливого возмездия за поруганную святость семейных уз.И сколько в этих неосознаваеммых словах чувствуется скорби безвыходно и навек влюбленной женщины.
Наталья гибнет во второй – и последний раз, – беря на себя смертный грех, за грехи «непутевого», но самого родного и близкого ей человека. Но даже расставаясь с миром, за секунды перед смертью, она успеет сказать Мишатке: «Приедет отец – поцелуй его за меня и скажи ему, чтобы он жалел вас».
И только восхищаешься таким совершеством этой нежной и преданной женской души. По – православному милосердно прощалась земная жизнь с обманутой в своих надеждах женщиной – казачкой:»В окна глянул голубой рассвет…На подоконник, где лежала умирающая Наталья, прохладный утренний ветерок сбросил с вишневых листьев искристые бусинки прошедшего ночью дождя.»
Судьба женщины – казачки… Отражение её можно услышать и в песнях. «Бабьи» песни – плач, песни – печаль,песни о женской судьбе…
Нет, нелегко на белом свете
Свою судьбу, любовь найти.
Еще трудней остаться третьей
На долгом жизненном пути.
По стечению ли обстоятельств или на то была творческая воля писателя участь «третьей» на долгом жизненном пути»не постигла ни Аксинью,ни Наталью. Они стали голосом совести,вечным укором для родного им любимого человека.
На размышления наводит и судьба Дарьи. Война ли повинна в том,что,отняв у нее мужа, заставила молодую женщину покатиться по наклонной, потерять чувство ответственности перед домом и семьей.
А, возможно,вина Дарьи в том, что не сумела по-человечески распорядиться своим даром жизни, растратив его на мимолетные, бездумные связи.
«Любила по-собачьему, кое-как, как приходилось. Мне бы теперь сызнова жизню начать – может,и я бы другой стала»,- скажет она о себе перед смертью.
Есть над чем подумать,но люди – не боги, все сызнова начать им не дано.Ошибки легче предупреждать, чем их исправлять.
Судьбы шолоховских героинь… По-разному они складываются. Вот Дуняша Мелехова, вошедшая в наше сознание девочкой – подростком и прошедшая путь до красавицы -казачки. Ей суждено вступить уже в новую жизнь, когда традиционно – православный уклад жизни стал рушиться. Даняша выходит замуж не но родительской воле, а по зову своего сердца. Может, новая жизнь все порушенное исправит? Какой она будет для казачества? И куда повернет сама жизнь?
Я размышляю над судьбой Вари Харламовой, так напоминающая мне Дуняшу.Та же молодость, непосредственность, то же первое трепетное, нежное девичье чувство к Семену Давыдову.
Вижу её бедный дом. Больная мать. Шестеро детей, поэтому вынуждена бросить учебу, потому что знает – без нее семья не проживет.
Как сложится ее судьба?
Я слушаю рассказ Андрея Соколова о прекраной русской женщине Ирине и восхищаюсь ее мудростью,преданностью. Росла сиротой. «Смирная, веселая, угодливая и умница»,познавшая с детства,»почем фунт лиха».»Придешь с работы усталый, а иной раз и злой…Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ».
Ласковая, тихая, умеющая сохранять в доме мир и покой. И начинаешь понимать, почему живет Андрей Соколов воспоминаниями о прошлом. Потому что не было для него красивей и желанней Ирины,не было на свете и не будет.
Ничем не броская с виду русская женщина Ирина,но запомнится она и читателю своей внутренней красотой.
«Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила, какая безмерная тяжесть на женские плечи легла!»
Таковы они, судьбы шолоховских героинь. И нет ничего полезнее, как помнить прошлое и сравнивать его с настоящим.

Темы: Шолохов М.А. | Ваш отзыв »

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки