Рубрики


« | Главная

Общечеловеческое и вечное в героях М.Шолохова. (Сочинение – отклик)

Автор: Раиса Фёдоровна | 19 Фев 2014


Однажды в библиотеке мне на глаза чисто случайно попалась статья на литературную тему. Она -о Шолохове, точнее -против Шолохова, а конкретнее -против «Тихого Дона» в школьном изучении.
Главный аргумент «против» – наличие в романе многих жестоких сцен с особыми натуралистическими подробностями. И хотя прошёл уже срок давности со дня выхода статьи, задела она меня за «душу живу», решила – таки написать отклик в защиту писателя и его героев.

Есть книги, которые прочно врезаются в память, производят сильное впечатление. Для меня – это книги М.Шолохова.

Чем покоряет меня, как читателя, Шолохов – писатель? Прежде всего мощной силой изобразительности. Художественное слово писателя обладает какой -то особой магией, которая сразу овладевает воображением,задевает «душу живу», будит мысль.

Когда художественная книга и просвещает, и очищает душу,и делает человека лучше? Когда задевает эмоциональное состояние души читателя. Для меня главным в книгах писателя и является это не выразимое словами эстетическое чувство, которое и просвещает, и очищает, и делает лучше.
До Шолохова я имела смутное представление о казачестве. А он дал возможность заглянуть в эту душу, оценить тот «тихий свет», который в ней горит,понять её скорби и полюбить её. Шолохов, как человек и писатель,покоряет и тем, что он в качестве главного героя избрал простое трудовое крестьянство, исторический опыт которого очень значителен,интересен,сложен и поучителен для нас, живущих уже в другую эпоху, как напоминание о том, что и сегодня крестьянство – это один из основных трудовых классов. На нем, как на устоях, стот вся Россия.
«История души человеческой …едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» Лермонтовское утверждение.

Для меня тем и дорог Шолохов – писатель,что он прежде всего видит душу, а через нее – уже события.
Живу я в деревне и хотя глубоких нравственных корней традиционной деревенской культуры, я,может быть, и не знаю, но, прочитав «Тихий Дон», скажу однозначно: некоторые народные «корни», так возмутившие автора статьи,живучи оказались на века. Таков уж, наверное, склад народного характера. Он по-прежнему любитель «крепкого словца»,встречаются и сегодня семейные «треугольники» и разрешаются они далеко не «дипломатически»,а так, что «ажник перья летят». И «на грудь»любитель принять. Но, как гласит народная мудрость: «В семье – не без урода». Главное ведь в другом – деревенский труженик по – прежнему остается верен земле,он – трудяга от зари и до заката. А крестьянка – и «коня на скаку…»,и в «горящую… войдет».

Теперь о жестокости… И тут хочется оговориться. Не напрягая воображения,зримо сколько ее, жестокости,видим с экранов, читаем со страниц газет мы сегодня. И с такими подробностями…

В книгах Шолохова действительно много насилия,кровавых сцен. Мир казачества, показанный автором, иногда поражает нас своей жестокостью и дикостью, порой примитивностью и грубостью. Можно возмутиться»неотесанностью»Григория Мелехова, его «фатерой»,»кубыть»,»антилерией»,»дисклокацией».
Но такова была суровая правда жизни. Не рисует Шолохов «розовых»картин, не обманывает читателя, всегда остается верный правде. Как никто из писателей,обладая способностью вторгаться в сферу наших чувств, он убеждает в истине слов, написанных им же :»Книга моя не принадлежит к тому разряду книг, которые читают после обеда и единственная задача которых состоит в способствовании мирному пищеварению».

Я не отношу себя к большинству тех, кто читает «поверх текста» и о книгах узнаю не только от учителя, а пытаюсь иметь и собственное мнение. Идет война.Да какая! Брат – против брата. Сын – против отца. Пять лет казак в седле, пять лет в окопах…Ему бы «ходить по мягкой пахотной борозде плугатарем, посвистывать на быков,слушать журавлиный голубой трубный клич… и неотрывно пить винный запах поднятого плугом земли.

А взамен этого – разрубленные лезвиями дорог хлеба… одна лишь черная смерть вставала во весь рост, пугала и понуждала по – животному оберегаться».

Как не зачерстветь душе казака, как не обнажиться низменным чувствам. И интеллект казака порой до уровня примитивности, потому как «университеты» свои заканчивал не в стенах учебного заведения, а в военных походах, в хозяйстве, в поле, в вечном труде.

И насчет натурализма у меня есть своё мнение. Конечно же, сразу вспопоминается дикая по своей жестокости сцена коллективного изнасилования казаками Франи (тут, конечно, все завистит оттого, куда занесет читательское воображение; у меня до скрежета сжимаются зубы от негодования).

Но считаю, что и тут писатель не может заслужить упрёк по той причине, что он не переступил границы между правдивым реализмом и вульгарным, жестоким натурализмом.

Писатель просто изобразил страсть «одичавших» казаков в её последовательном развитии, но это никак не порок казачества в целом…

Соглашусь,много отрицательного в казаке, но сердцевина -то здорова, и сколько разумного, вечного сконцентрировано в ней. Даже в этой сцене,потому что смысловая нагрузка эпизода все же писателем переносится на «историю души».Помните? Один против ватаги казаков Григорий бросился на защиту девушки – совершенно чужого ему человека.

Вот потому так прочно и врезаются в память шолоховские герои, что они являются носителями здоровых начал – разума, опыта, труженичества,правдоискательства, нравственной чистоты.
А главное,- писатель увидел человечность простого человека. Я помню свое первое знакомство с Шолоховым – писателем. Оно началось задолго до «выпускного» – с рассказа «Жеребенок». Плакала, по – детски всхлипывая от слез.

И вот я на пороге «зрелости», перечитываю заново. Эмоциональное состояние души то же.
Столкнулись две стихии – война и мир. Появилось на свет живое существо, родился жеребёнок. Но первым чувством, изведанным им на земле, было чувство ужаса от шрапнельного взрыва, воющего гула. Радость рождения, всепобеждающая сила жизни – и насильственное уничтожение ее. Вот оно, притиворечие, о котором невольно задумываешься.

Просто, образно,ярко, сжато звучит рассказ писателя, но в этой сжатости столько жизни, столько напряжения и правды. Рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит. Кажется, слышишь над водой этот призывной крик жеребёнка, «до холодного ужаса похожий на крик ребёнка, звонкий и оттченный, как жало шашки».
Кажется, видишь, как тянет Трофим жеребёнка, взяв «под на холодавший живот». Близок берег. Близка развязка. И вот уже учащеннее бьется пульс у читателя. Спазмы перехватывают дыхание, слезы наворачиваются на глаза.
Вот последнее чудовищное усилие – и ноги Трофима уже скребут землю. И вдруг… Раздался одинокий выстрел – с правого берега.Глубоко символична концовка рассказа.

Равнодушные, натренированные движения офицера – убийцы – на одном берегу. И сраженный пулей в двух шагах от спасенного жеребенка чудесной души человек. «Жесткие, посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, и в смерти улыбались».

Читаешь это сегодня и видишь не только наше прошлое. В памяти невольно возникает мысль о холодном, бездушном равнодушии тех, кто и сегодня взрывает метро, школы,убивает ни в чем не повинных детей, и тех, кто, жертвуя собой, вступает в борьбу за жизнь.

Великий писатель – гуманист… Он человечность ставил во главу. О разумном, вечном советуют нам и герои М.Шолохова.
Вот дед Гришака, побывавший в турецкой кампании,вспоминает, как взял в бою турецкого офицера живьем: «Хотел срубить, а посля раздумал. Человек ить…»
Вот Григорий во весь опор летит спасать от смерти Кошевого :»Выручить…Кровь легла промеж нас, но ить не чужие же мы?!»

Вот дед Гаврила(«Чужая кровь»), поборов ненависть к врагу,раненому красноармейцу, жалеет его, а потом полюбит, как родного сына: «Хучь и чужая в тебе кровь, а душой за тебя болишь, как за родного».
Вот Валет отпускает пленного :»Беги, немец! У меня к тебе злобы нету. Стрелять я не буду. За что я тебя буду убивать?» (как некогда к прощению и жалости призывал главнокомандующий руской армии Кутузов после победы над французами).

Признать в другом человека – значит,самому стать им. Пожалеть врага…А ведь в этом – глубокий смысл. Любовь к врагу,отказ от мщения – это высшая степень смирения перед Богом, «ибо он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылать дождь на праведных и неправедных».
Ведь отчего «расчеловечивается»душа человека, разрушается человек? От неразличения добра и зла, от ненависти. И только любовь,доброта, человечность созидательны. Поэтому, убеждают нас герои М.Шолохова,в жизни нет ничего важнее, как учиться побеждать в себе дух зла и жить в любви и согласии.
Герои Шолохова… Они такие многоликие, многоголосые,то сдержанные то стихийные, с достоинствами и недостатками. Но именно с ними, простыми людьми труда, писатель связывает самые сложные, великие,вечные истины.

Одна из них – связь поколений, преемственность, уважение к жизненному опыту и мудрости «отцов», чувство «сыновства» и «отцовства». Абсолютная, вечная истина ,от решения которой зависит ход общественного развития и отступление от неё грозит нравственной одичалостью.
«Мелеховский двор – на самом краю хутора…» – так начинается роман «Тихий Дон». Не с исторических событий, с истории рода Мелеховых, с рассказа о том, как, умирая, несчастная турчанка оставляет сына.
А вот его финал: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чём бессонными ночами мечтал, Григорий. Он стоят у ворот родного дома, держал на руках сына…»Своебразное обрамление. И это символично.Григорий вернусся в стены родного куреня, к оставленной им родной земле. И он держит на руках сына – будущего продолжателя рода и преемника мелеховских качеств.

Конечно, Мишатка, став взрослым, будет уже жить в другой эпохе. Многое в укладе жизни его будет иным. Но хочется верить, что своих народных корней он не забудет.
Существует и такая святая истина – отчий дом .»Родительский дом – начало начал и в жизни моей надёжный причал…» Крепкий тыл. Отчий дом – что малая церковь,где закладываются основы жизни.
Вопреки всему выстоял мелеховский дом. Он потерял многое и многих, но устоял, потому что был возведён не на песке, а на «камне веры» в традиции православного уклада жизни, потому что в нём уважительно относились к жизненному опыту и мудрости «отцов», хранили традиции народной нравственности.

Дуняша остается единственной из рода Мелеховых хранительницей семейно – бытовых традиций. И хотя свою будущую семью она создает не по воле родителей (как было принято традиционно), а на основе личного выбора, но родительское благословение считает обязательным. С трудом, но все же добивается и от мужа – атеиста церковного освящения их брака.
Это она, Дуняша, любя своего мужа, тем не менее предупреждает брата о грозящей ему опасности, а затем, в отсутствие Григория, воспитывает его детей.Именно в семейных, кровных узах сила мелеховского дома. Выжить в то грозное лихолетье могла только крепкая семья.

А вот другой эпизод,наводящий на глубокие раздумья о вечном «…Вот и отпели донские соловьи дорогим моим сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница,отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда -то с верховьев Гремячего буерака…Вот и все !»

Трогательные, бередящие душу слова писателя по дорогим его сердцу героям. Полюбившимся и читателю. Однако, хочется остановиться, оглянуться, подумать и ужаснуться от этого короткого писательского :»Вот и все!…» Почему – то вспоминается горьковское : «А был ли мальчик?» или лермонтовское «Зачем я жил?…для какой цели родился?»
«…Вот и все!..»Как итог жизни. А ведь народная мудрость гласит,что человек за свою жизнь, должен дом построить, дерево посадить и сына воспитать.Даже «всякая мелкая пташка – и та гнездо вьет,потомство выводит…» и «животное всякое, и дерево, и земля пору знают,когда им надо обсеменяться…»
Основой основ и для человека является семья. С чём мы связываем надежды на своё бессмертие? – С семьей и будущими детьми.

В чем главный смысл жизни человека?- В том,чтобы, овладев нужным людям делом,
передать секреты его потомкам, как это делает кузнец Шалый.Не имея собственных детей, Шалый обучает своему ремеслу «сиротков».

Сколько мудрости в его словах: «Тем и горжусь я,что хучь и помру, а наследников моему умению не один десяток на белом свете останется».
Оставить свой след на Земле – вот мудрость жизни. Вот то общечеловеческое и вечное в героях Шолохова.
Горький, но ценный урок для нас преподносят и гремяченские коммунисты, заставляющие нас подумать над вопросом: почему?

Почему герои «Поднятой целины»оказались неспособными создать свой дом , свою семью, воспитать детей? Почему писатель, одарив все же своих героев счастьем любви,
не дал им испытать счастья отцовства?

Наверное, виной всему – зов их сердец, к сожалению, принадлежащих только партии.
Одержимые идеей партии,они оказались в силу трагических событий бессловесными исполнителями,отвергли великие и вечные законы, которым следовали их предки. Они «давно уже не верят в бога, а в коммунистическую партию, ведущую трудящихся всего мира к голубому, светлому будущему». Идеалы семейного счастья слишком мелки для них, окрыленных мечтой о счастье всеобщем.
А,может, такова творческая воля писателя. Какое духовное наследие могли передать устроители новой жизни детям своим?

И все – таки, по – человечески жаль. Погибли два человека,честные,преданные идее. Жаль, что «вот и все…» Кто вспомнит? Кто прийдет на могилку?Кто помянет?
Горький, но урок, и с философским – почему? Почему, задаюсь вопросом,каждое новое поколение разрушает миросозерцание предыдущего поколения? Почему то ,что казалось неопровержимым вчера, то валится сегодня? Почему уважение к жизненному опыту и мудрости «отцов» ставим под сомнение. Почему разрушив, потом возрождаем утраченное?

А не лучше ли не забывать о силе традиций, о зависимости человека от исторического прошлого?
В нашем русском языке сотни тысяч слов. А для героев Шолохова самыми главными,святыми являются три слова: земля,хлеб,народ. Это те три корня,на которых держится наше государство.Это самая сущность и казачества.
Герои Шолохова – великие труженики. Самое дорогое качество человека в глазах казаков называлось эпитетом «работящий». В поте лица трудится на земле Яков Лукич Островнов. Один, с семьей в три человека, почти не нанимая работников, засевал 28 гектаров,»сам возля земли трудился и других кормил», сдавал государству «и хлеб, и мясу, и маслу, и кожи, и шерсть, и птицу…»

Отменный фермер, хозяйственный, работящий по нашим временам.
Не распрямляется Ильинична, ставшая «горбатой от работы». Всегда в делах трудолюбивейший казак – крестьянин Пантелей Прокофьевич. Мы видим руки Натальи большие, раздавленные работой. Радуемся за Давыдова – вспахана – таки за день одна десятина…

И вместе с ним видим, как «…борозда за бороздой – валится изрезанная череслом и лемехом заклёклая, спресованная столетиями почва, тянутся к небу опрокинутые, мертво скрюченные корневища трав, издробленная, дернистая верхушка прячется в черных валах… пресный запах чернозема живителен и сладок…»
Запах чернозема… Запах земли… Наверное, нельзя его перевести на язык понятий. Этот запах можно лишь постичь чувством.Только тому, кто блузок к труду на земле, чья жизнь с детства связана с её возделыванием, знаком этот запах.

Казаку он известен, потому что в труде – его призвание, радость, смысл и красота жизни. Вот потому главное в казаке – это его думы о земле. Вот потому во время похода брал казак с собой узелок со щепотью родимой земли. Тоскуя по дому «шли мимо пахоты, и каждый нагибался, брал сухой, пахнувший вешним солнцем комочек земли, растирал его в ладонях, давил вздох».

«Степь – матушка», «Дон – батюшка», – так говорили казаки.
«Хлеб всему голова», «Будет хлеб – будет и песня…» С детства внушаемая нам истина.Но часто ли мы вспоминаем о тех и отдаём дань уважения тем, кто добывает хлеб в поте лица своего, у кого мозолистые руки и бессонные ночи?
И по – шолоховски хочется воскликнуть:»Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании… Низко кланяюсь и по – сыновьи целую твою пресную землю,донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»

Так воспринимает свою родную землю Шолохов – писатель и человек. Одним чувством живет он со своими героями – чувством святой любви к земле,завещая его и нам как высшую ценность .
«История души человеческой…» Любопытно, какой она будет, история души XX1 века? Что оставим мы потомкам?..

Темы: Шолохов М.А. | Ваш отзыв »

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки