Рубрики


« | Главная | »

Разговор на вечную тему (по произведениям И.С. Тургенева)

Автор: Раиса Фёдоровна | 02 Фев 2010

Фото розы Одно из своих чудных «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенев начал словами: «Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы …

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы …

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно – вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно – невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею,- но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы…

«Замечательно!»- срывается с губ. И тем, замечательнее, если вспомнить, что этот удивительный сплав поэзии и прозы писатель написал более чем через тридцать пять лет после первой встречи с певицей Полиной Виардо, ставшей для него единственной в мире женщиной. Тургенев считается поистине одним из тончайших певцов первой любви в области прозы. И, наверное, неслучайно. Для Тургенева, писателя и человека, любовь была смыслом его жизни, нравственной ценностью. Он боготворил свою «прекрасную даму», «свою богиню», писал письма, как юный Ромео Джульетте. В тургеневских героинях много автобиографичного: для них также высшим смыслом жизни станет потребность счастья, любви. Встречи с ними памятны, потому что тургеневские героини – это воплощение вечной красоты, вечной женственности, величайшей тайны природы и самой жизни.

Как хороши, как свежи были розы…

И начинаешь понимать, почему остался в памяти писателя этот первый стих. «Розы»- символ любви, они напомнили писателю о той «единственной», к которой до самой старости сохранил в душе способность любить свою избранницу «свежо и молодо, весенним чувством первой, искренней любви». О первой любви пишет писатель и в повести «Ася».

Повествование в нем ведет некий господин Н.Н.. Ему лет двадцать пять. Он молод, а «молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный». Он только что «вырвался на волю и уехал за границу», посмотреть на мир божий.

Герой пребывает в той счастливой поре жизни, когда им руководит одно желание – «куда бы то ни было, лишь бы вперед». Он честен, благороден, умен, наблюдателен, в нем живет «жажда счастья». И жизнь благоволит к нему. Здесь, «в немецком небольшом городке», он встречается с существом удивительной чистоты, цельности характера, Асей. Ей семнадцать. Возраст, когда молодые силы играют, кровь кипит, «порох настоящий».

Но уже с детских лет неправильно начатая жизнь слагалась у Аси неправильно. Дочь графа и горничной, она в девять лет после смерти матери по воле отца-барина стала проживать в господском доме, в котором она скоро поняла свое ложное положение. Ее жизнь протекала в борьбе с самой собой(ей хотелось быть не хуже других барышень) и с целым миром, который она хотела заставить забыть ее происхождение. Что тут могло выйти путного? Но герой сумел «заглянуть в ее душу» и увидел, что она прекрасна, «сердце в ней не испортилось, ум уцелел». «Я заглянул в эту душу: тайный гнет давил ее постоянно, тревожно путалось и билось неопытное самолюбие, но все существо ее стремилось к правде». Ася- натура необыкновенная, она жаждет счастья, но ей нужно не просто счастье, ей нужно «пойти куда-то далеко, на молитву, на трудный подвиг. А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?». Ася – натура необыкновенная в том отношении, что ей хочется жизнь прожить «не даром, след за собой оставить…» Она и любовь понимает не как все. «До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит !» А беда в том, что любовь в понимании. Аси – это чувство, возвышающее человека, окрыляющее его. «Есть чувства, которые поднимают нас от земли». Поэтому, как объясняет господину Н. брат Аси, – ей нужен герой, необыкновенный человек». И таким героем в её, пока еще совсем небольшой жизни, показался господин Н.. Ася поверила в него как в героя в самом прямом смысле этого слова, поверила в то, что с ним она могла бы, как птицы, взвиться, полететь и утонуть «в этой синеве неба…»

И юная возвышенная любовь дарит ей крылья. Ведь это и есть счастье. Но нет. «Помните, вы вчера говорили о крыльях? Крылья у меня выросли – да лететь некуда». Честный, порядочный, благородный герой. Но ответить взаимностью он не может. «Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» Искренне сочувствуя («бедное, честное, искреннее дитя!»), искренне сожалея (неужели она меня любит?), испытывая чувство стыда и страха перед Асей, он все-таки скажет свой последние, прощальные слова: «Все. Теперь нам должно расстаться». Вся трагедия юной возвышенной любви Аси в том, что «крылья выросли». Но куда лететь? Как жить? Что делать?- она не знает. Ей мало крыльев, ей нужен ответ на эти мучительные вопросы. «Скажите, что я должна делать? Я все буду делать, что вы мне скажете».

Но вот этого-то господин Н. и не знает. Не знает, что сказать Асе, потому что понимает, что не годится в ее герои. Свое решительное «да!»- герой все откладывал на завтра. «Завтра я буду счастлив!»,- не понимая самого главного: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье».

«Моя первая любовь принадлежит действительно к числу не совсем обыкновенных »,- так начинает воспоминание о своей первой любви Владимир Петрович, герой повести «Первая любовь». Ему лет сорок.

Но и через годы, когда уже на жизнь начинают набегать вечерние тени, воспоминания о той «быстро пролетевшей, утренней, весенней грозе» для героя остались в памяти как самые дорогие, самые светлые. Владимир Петрович вспоминает события двадцатилетней давности. Было ему тогда шестнадцать лет. Юноша, даже подросток… «Он живет в ожидании чего-то нового, несказанно сладкого, женского…» Жажда счастья, любви рождает в нем любовь. Любовь к женщине, которая была старше его на пять лет. Любовь- страсть героя была прекрасна.

Вспоминая о своем чувстве, герой скажет: «Меня жгло, как огнем, в ее присутствии…, сладко таял и горел, томился и ревновал». Но это чувство не открывает герою путей к реальной жизни. Кроме личных переживаний, страданий эта любовь- страсть герою ничего не принесла. Любовь героя драматична (возлюбленная принадлежала другому). Она даже по-своему трагична (я узнал, что она умерла почти внезапно от родов).

И все же эта первая любовь осталась для героя тем единственным, что дало ему ощущение полноты жизни. «Чувство блаженства, которое я испытал тогда, уже не повторилось в моей жизни никогда». «И я тут же почувствовал, что, сколько бы я ни жил, забыть это движение, взгляд, улыбку было для меня навсегда невозможно, что образ ее навсегда запечатлелся в моей памяти».

Еще драматичнее оказалась любовь героя повести «Вешние воды».

Веселые годы,
Счастливые дни-
Как вешние воды
Промчались они.

Эти слова из старинного романса, взятые писателем в качестве эпиграфа и начало повести:«В коробке, под двойным слоем пожелтевшей бумаги, находился маленький гранатовый крестик » настраивает читателя на воспоминание чего-то давно прошедшего, которое уже давно потерялось из виду, но которое когда-то нежно любилось и которое неожиданно возникло перед взором.

И действительно, повесть уносит нас в далекое прошлое, представленное нам воспоминаниями героя повести, Саниным Дмитрием Павловичем, пережившим возвышенную любовь- страсть к итальянской девушке Джемме и любовь- рабство к «роковой» Марье Николаевне. Но герой терпит поражение перед лицом возвышенной своей любви. Он оказывается побежденным и любовью- страстью, которую он питал к Джемме, и любовью-рабством к Марье Николаевне, с которой ему пришлось испить полную чашу унижений, пережить «все гадкие муки раба, которому не позволяется ни ревновать, ни жаловаться и которого бросают, наконец, как изношенную одежду…»

Через тридцать лет (легкое ли дело!) герой обнаружил вдруг, случайно давно уже забытый крестик.

Герой задается вопросом: «Каким образом уцелел крестик, данный ему Джеммой, почему не возвратил он его, как случилось, что до того дня он ни разу на него не натыкался?» Наверное, потому и обнаружился через столько лет крестик, чтобы призвать героя на суд собственной совести, чтобы спросить через годы: как мог он покинуть Джемму, столь нежно и страстно им любимую, для женщины, которую он не любил вовсе, женщины, которая все женские чары использовала лишь для того, чтобы выиграть пари.

И Тургенев, обладающий исключительным даром воплощения в слове всей трепетности первого юношеского чувства радости, счастья даже и в драматических ситуациях, помогает читателю с большей полнотой представить и понять, что значат эти, сугубо личные поражения героев тургеневских повестей о любви. Женщина, именно она во многом и в главном определила и жизнеспособность, и нравственную, и духовную значимость каждого из героев этих трех повестей.

И еще хочется сказать, что повести Тургенева о любви – это вечный укор цинизму, бесстыдному пониманию силы этого чувства, счастья пробуждения первого порыва к красоте, женственности.

Повести Тургенева и сегодня воспитывают душу юного читателя в уважении к этим земным, но вечным ценностям, поэтому они интересны и значительны и для юного читателя наших дней. А Тургенев любил юность- молодость во всех её проявлениях. Любил, ценил и верил в нее, в её силы и писал, прежде всего, для молодых.

Темы: Тургенев И.С. | Ваш отзыв »

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки