Рубрики


« | Главная | »

Гуманизм автора романа «Преступление и наказание» (Сочинение – размышление)

Автор: Раиса Фёдоровна | 02 Фев 2010

Фото памятника Достоевскому

Словарное толкование (по Ожегову) слова «гуманизм» таково: «признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей». Гуманным мы называем общественный строй, организующий жизнь по принципу: «Все во имя человека, для блага человека». Гуманным мы называем человека, способного на сострадание и любовь к ближнему, на милосердие, благодушие. Вопроса, гуманен ли автор романа «Преступление и наказание», не может возникнуть. «Гуманен до боли сердечной»,- скажет каждый, познакомившись с его творчеством. Известно высказывание о том, что «у Достоевского ничего кроме человека».

Действительно, мир его романов нацелен на одно — на изображение порой таких откровенно страшных глубин человеческого характера, безысходного трагизма, что даже читателя невольно охватывает иступленный страх за судьбы героев. Достаточно вспомнить Петербург Достоевского — мрачный город, на улицах которого происходит столько трагических событий: на улицу из своей темной комнаты, похожей на гроб и шкаф, в одежде, в которой порядочному человеку стыдно было бы показаться в людный местах, идет Раскольников делать «пробу»; на улицу идет Сонечка, чтоб продать себя; на улице умирает Мармеладов, задавленный богатой коляской; на мостовую падает больная, чахоточная Катерина Ивановна, бросив свой предсмертный крик: «Надорвалась кляча! Изъездили!…» С моста бросается в воду женщина. «До чертиков напилась»,- слышим мы равнодушную реакцию прохожих.

Мы становимся свидетелями ужасной сцены, когда видим, как жирный франт преследует почти девочку. А потом видим и ее, пьяненькую, оставленную так и лежать на скамейке. Каждая страница этого потрясающего романа заставляет нас, читателей, сопереживать героям романа, вместе с ними страдать, вместе с ними задумываться над вечными вопросами: «что делать?», как жить? «как любить людей?» Можно возразить: как же речь идет о гуманизме там, где убивают и унижают, где «лик мира ужасен». В таких жизненных обстоятельствах на ум придти могут любые страшные мысли. Но мы чувствуем, как писатель мучается и страдает вместе со своим главным героем, Родионом Раскольниковым. Вместе с ним пытается найти выход из жизненного тупика. Переживая, сострадая, по-человечески любя, он же указывает ему и путь спасенья.

Я неслучайно начала свое рассуждение о гуманизме со словарного толкования значения этого слова. Достоевский, писатель- гуманист, преодолел это толкование гуманизма. У него свой, совершенно новый, «трагический» гуманизм. Нужно сказать, что Достоевский из многих гениев русской литературы, был наиболее религиозен. Мы помним его слова: «Смирись, гордый человек!», — то есть, оставь свой ложный путь, обратись на путь великой любви и любовного единения. Хотя сказать однозначно о Достоевском нельзя. Существует множество фактов, говорящих о том, что писатель был личностью противоречивой; вера и неверие часто пересекались. Но читатель тоже имеет право иметь свое представление, и оно складывается из мира тех художественных образов, которые создал писатель.

Главный завет гуманизма Достоевского можно выразить одним словосочетанием – деятельная любовь. И если все люди проникнутся им и будут исполнять его, тогда возможны подлинная свобода, равенство и братство.

По Достоевскому подлинная свобода состоит не в разнузданности, а лишь в способности одолеть себя и воли своей, подчинить свою свободу Божьей воле, служить истине. Вот потому герои Достоевского – с идеей, они по опыту знают, что свобода неразлучна с истиной, видимым воплощением которой на земле был Христос.

В романе Достоевского воплощением такого гуманизма является Сонечка, сама доброта и покорность. Через всю свою страшную жизнь она сумела сохранить в себе лучшие человеческие качества. Сонечка находит утешение в религии, она — воплощение всего самого чистого и светлого.

Высокий смысл человеческого бытия для Сони (и для Достоевского тоже)- в великой силе сочувствия человека человеку, силе сострадания. В нравственной стойкости и ненасытимом страдании – весь смысл жизни Сони, ее счастье, ее радость. И если главный завет гуманизма Достоевского охарактеризован мною коротким словосочетанием — деятельная любовь, то полный комментарий его нам завещает великий писатель – гуманист.

Вот он: «…Самовольное, совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование самого себя в пользу всех, есть признак высочайшего развития личности, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли. Добровольно положить свой живот за всех, пойти за всех на крест, на костер можно только сделать при самом сильном развитии личности». И размышляя над «трагическим гуманизмом» Достоевского, я еще долго пребываю в раздумье: отдать свою личность всем, до конца… «Ненасытимые страдания»- до положения мучеников. Человеколюбие — на бесконечном унижении…

Это уже не только сострадание и любовь к ближнему, не только милосердие и благодушие. Это великий подвиг человеколюбия.

Темы: Достоевский Ф.М. | комментария 2 »

комментария 2 на “Гуманизм автора романа «Преступление и наказание» (Сочинение – размышление)”

  1. Юлька...:* пишет:
    27 Окт 2010 в 21:33

    Это моё спасение!!!!!
    Мне это реально сегодня помогло поймать вдохновение…мне нужно было написать эссе на тему гуманизма в мировой культуре!!!
    Спасиб за помощь*

  2. Раиса Фёдоровна пишет:
    28 Окт 2010 в 00:15

    Спасибо, Юлька! 🙂

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки