Рубрики


« | Главная | »

Портрет самой счастливой женщины (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Сочинение – исследование)

Автор: Раиса Фёдоровна | 08 Фев 2010

Лев Николаевич Толстой
Что такое Наташа Ростова? Легко или сложно нарисовать её словесный портрет? Сравниваю две характеристики: «… в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка и остановилась посередине комнаты. Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Детские открытые плечики, тоненькие руки, «маленькие ножки, в кружевных панталончиках». Она «была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка».

«Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, — скажет Пьер Марье Болконской, которая просит его рассказать о Наташе. – Я решительно не знаю, что это за девушка: я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать». Оказывается, как говорится, «сходу» дать ей характеристику сложно. Надо приглядеться, надо узнать глубже.

Итак, первое мое знакомство с Наташей состоялось в том милом возрасте, когда ей всего лишь тринадцать. Я попадаю в дом Ростовых, когда он был полон гостей, собравшихся по поводу именин матери и дочери. Наблюдаю за Наташей. Вот она, выбежав из гостиной, в цветочной спряталась между кадок цветов, ожидает выхода Бориса. И когда тот вышел, заманив его в цветы, предлагает поцеловать куклу. И вдруг, кокетливо, исподлобья глядя на Бориса, «улыбаясь и чуть не плача от волненья», прошепчет чуть слышно: «А меня хотите поцеловать?» А услышав признание Бориса в любви, клятвенно произнесет: «Навсегда? До самой смерти?». И, взяв его под руки, (совсем уже по-взрослому) она со счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Вот она, поспорив с братом, не обращая внимания на гостей, через весь стол капризно – весело, смело кричит: «Мама! Что, пирожное будет?» А вот Наташа совершенно счастлива оттого, что танцует с Пьером, « с большим графом, приехавшим из-за границы». «Она была бесконечно счастлива оттого, что сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая». В руке у нее веер, который дала ей подержать одна из барышень. И, приняв самую светскую позу, она, обмахиваясь «веером и улыбаясь через веер, говорила со своим кавалером». И тут же через несколько минут, забыв уже, что она большая, дергает « за рукав и платье всех присутствующих», чтобы смотрели на танцующего папеньку.

Да она творит, «бог знает что!». Бегает по всему дому, устраивает какие – то любовные игры, вообще ведет себя ужасно неприлично! Но даже мысли такой не возникло у меня. Я наблюдала за Наташей, такой «именинно сиявшей», « разрумянившейся, оживленной, с таким звонким смехом». Я любовалась ею. Я понимала, почему ей все сходило с рук с рук. В Наташе нет той броской внешней красоты, зато в ней столько искренности, непосредственности, жизнелюбия. Её красота идет от внутреннего огня, делая ей прекрасной.

А вот я наблюдаю за Наташей через время. Она уже чуть постарше. Ей пятнадцать лет. Это уже не та девочка « с маленькими ножками в кружевных панталончиках». Но, а поступки… Они неизменны. Все те же, не светские. Вот она встречает приехавшего в отпуск брата Николая. От радости, как и в детстве, прыгает, как коза, пронзительно визжа. Вот она, не помня себя от восторга, со словами: «Голубчик, Денисов, (несмотря на то, что видела его впервые) подскочила к нему, обняла и поцеловала его». «Наташа смеялась при всяком слове» и не потому, что было смешно, а потому, что ей было весело, и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом. У Наташи, как в детстве, по-прежнему отчаянно – оживленные глаза. И это детское поведение уже повзрослевшей Наташи было более обаятельным, нежели так и не пришедшая к ней внешняя красота.

Но… Но есть в Наташе среди секретов ее очарования еще то, чего нет в головах ни ее сестры Веры, ни Элен, ни Жюли. Ее волнуют вопросы: что благородно, что неблагородно, как можно и как нельзя поступать. Она обладает особым чутьем понимать людей. Это она, пятнадцатилетняя девочка, спорит со старшим братом, прошедшим войну, что в дуэли Пьера с Долоховым виноват Долохов, он неприятен, и неестественен, злой он человек. «Не умею, как тебе сказать; у него все назначено, а я этого не люблю. Вот Денисова… Он и кутила, и все, а я все – таки его люблю, стало быть, я понимаю». Да, у Наташи есть своя логика: она понимает не умом, а сердцем.

И в свои пятнадцать Наташа, изменяясь внешне, по-прежнему остается неизменной внутренне. Жизнь для нее — это разноцветная радуга, и она, любуясь ею, по-прежнему вся в любовных играх. Когда Денисов внезапно сделал ей предложение, она особо не вдается, почему он это сделал ей, еще недавно игравшей в куклы; ее мало волнуют и собственные чувства, хотя и скажет, что не влюблена в него. Ей просто льстит сам факт, что она может увлечь этого взрослого мужчину.

Через четыре года встретившись с Борисом, она вновь возобновляет свою любовную игру. И хотя понимает сердцем что он «серый, узкий такой, как часы столовые» и что замуж за него не выйдет: она кокетничает с ним. «Ну не выйду замуж, так, пускай ездит, коли ему весело и мне весело». Борис нужен ей по одной простой причине — потому что восхищается ею. А быть одной, без поклонника почитателя, Наташа не может.

Какая ветреность! Какое непостоянство!- скажете вы. Я — нет, потому что мне тоже, как и Наташе, шестнадцать. И я понимаю ее.

А первый бал Наташи… Это что-то! Это мои самые вдохновенные страницы романа. Впереди у меня, как и у Наташи, первый в жизни бал (не светский, правда, школьный). Но я олицетворяю с Наташиным.

Итак, «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Её не занимали ни государь, ни все важные лица, — у неё была одна мысль: неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят мужчины…». И, когда по просьбе Пьера Безухова, князь Андрей предложил ей тур вальса… «то замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой …Они были вторая пара… Наташа танцевала превосходно, ножки ее в больных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастья».

Будет еще Наташа (и это уже последний раз в своей жизни) танцевать так, как будто жизнь ее зависела от этого. В сцене охоты. «Дядюшка взял в руки гитару… и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известию песню « По у-ли-и-ице мостовой».

«Прелесть, прелесть, дядюшка! Еще, еще!»- закричала Наташа. И когда дядюшка сделал опять ловкий перебор и заиграл второй раз, Наташа таким умоляющим голосом застонала, как будто жизнь ее зависела от этого: «Ну, ну, голубчик, дядюшка». И вдруг… «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала». Оживают страницы. Захватывает дух.

Вместе с писателем любуюсь его любимицей и вместе с ним задаюсь вопросом: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – это графинечка, воспитанная эмигранткой- француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, русские…»

Но возвращаюсь к первому балу Наташи, который станет поворотным моментом в жизни девушки. Получив некоторые житейские советы от матери о том, что строить свой отношения с мужчинами не чтобы замуж, а просто так нельзя, Наташа начинает ждать того, кого полюбит, и он приходит к ней на бале. «Давно я ждала тебя, » — как будто сказала это испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбки, поднимая свою руку на плечо Андрея».

В ней сразу загорается «внутренний огонь», огонь любви. «А, может, и на этот раз не чтобы замуж, а так?». Ведь в тринадцать лет: «Навсегда? До самой смерти?» В пятнадцать лет ее пением будет восхищаться Денисов. В шестнадцать лет Наташа поет уже по просьбе Андрея. Но нет. Опасения напрасны. Об этом она скажет сама «»Я была влюблена в Бориса, в учителя, в Денисова, но это совсем не то. Мне покойно твердо. Я знаю, что лучше не бывает людей и так мне спокойно, хорошо теперь, совсем не так, как прежде». И это так! Для Наташи встреча с князем Андреем – это уже не продолжение домашней игры в любовь, не флирт с очередным поклонником. В Наташе, никогда не знающей сомнении, вдруг просыпается страх: «мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем». А когда князь Андрей, не предупредив, на три недели уедет к отцу, она дойдет до полного отчаяния. Она боится, что князь Андрей не вернется к ней. А потом… Еще страннее. Нужно подождать год. «Целый год! Нет, это ужасно, ужасно!… Я умру, дожидаясь года это нельзя …» Да, Наташа все та же. Она по-прежнему жизнелюбива, ей нужно счастья сейчас же, не медленно, чтобы он был все время с ней, рядом.

Но пройдет несколько месяцев, и Наташа увлечется Анатолем Курагиным. Для меня — это самые грустные страницы. Как объяснить это увлечение? Что это – измена князю Андрею? Кто виноват в том, что произошло? Как вообще такое могло произойти? Как Наташа с ее умением понимать людей, с ее ощущением добра и зла, благородного и неблагородного, не разглядела Анатолия? Зачем разрушила свое счастье? Полный пакет вопросов. Но ответ подсказал мне сам писатель. Чистота души рождается в преодолении ошибок и заблуждении. Чтоб жить по совести, «надо рваться, путаться, биться, ошибаться, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. Спокойствие — душевная подлость».

В том, что произошло, никто не виноват. Оба жили, согласно своим характерам, каждый жил своим миром. Князь Андрей напоминал о себе редкими письмами, при этом столько раз повторял ей, что она свободна. А Наташа… Пребывала в грусти, постоянно думала о нем. Без него и радость — не в радость, и свет не мил. Ее мучают мысли, что уходят ее лучшие дни жизни. Он уехал — и жизнь прервалась, и душе пусто. А дальше…А дальше Наташины поступки объясняет нам сам писатель: «Лови минуты счастья, заставляй себя любить влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете — остальное все вздор».

Наташе семнадцать. До приезда князя Андрея остается совсем немного. Но Наташа решилась: ей уже мало знать, что она любима, она хочет любить сама, а князя Андрея нет. Личная драма Наташи в том, что, будучи домашней девочкой, она не знакома с людской подлостью, низостью. До сих пор в любовь играла она, но с ней-то никто не играл.

И та роковая опера разбила счастье Наташи. Счастье, к которому она шла долгие семнадцать лет, разрушилось в один миг. И понадобилось всего четыре акта пьесы и антракт.

В театре Наташе многое показалось откровенно лживым, диким, ненатуральным: какие-то крашеные картоны, странно наряженные мужчины и женщины. Рядом сидела Элен, которая одинаково всем улыбалась. Впервые Наташа не знала, хорошо это или плохо, стыдно это или нет. Но она видела, как «все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене». Привыкшая жить не умом, а чувствами, она, как и раньше, доверилась своим чувствам. «Должно быть, это так надобно».

Эволюцию внутренних разногласий, писатель завершает словами; после антракта «Наташа вернулась к отцу в ложу совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась». Мысли о князе Андрее уже ни разу не пришли в голову, как будто все то было давно, давно прошедшее.

Конечно, можно обвинить Наташу в непостоянстве, в неверности. Можно. Если бы не было той, другой
Наташи, которая против воли матери, не только прикажет, а сама примется руководить освобождением повозок для раненых.
А Наташа, которая не отходила от раненого Болконского.

Даже доктор должен был признаться, что «не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым». «Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, она было страшно».

Чтобы понять человека, посмотри ему в глаза. Глаза Наташи – зеркало ее души. Это глаза, налитые счастливыми слезами. Они могут смотреть робко, сострадательно, радостно — любовно, гневно, отчаянно, — оживленно, испуганно, кокетливо.

Но зато мы никогда не видим глаз Элен, потому что в них – никакого отражения.

Можно обвинить Наташи в измене. Можно. Если бы за поступком не последовали долгие месяцы отчаяния, болезни, сознания своей вины, того зла, которое она сделала князю Андрею. Вот те нравственные мучения, которые долгое время не давали Наташе вернуться к жизни.

Рисуя словесный портрет самой счастливой женщины, любимицы Толстого, я бы на этом и закончила свое словесное описание, сделав вот такой вывод – обобщение: да, героиню толстовского романа не мучают вопросы о смысле жизни, она чужда интеллектуальной жизни и общественных интересов. Она эти сложные вопросы разрешает просто тем, что живет, и тем, как живет. Она обладает каким-то секретом нравственного влияния на людей. Достаточно вспомнить, как, например, вдруг и сразу свершилась перемена мировосприятия в Андрее Болконском. С головой ушедший в общественную деятельность, увлеченный Сперанским, он устремлен туда, где готовилось будущее. Но случится встреча с Наташей на бале, и странно, но уже на следующий день он неожиданно меняет отношение к тому, что занимало его, также и Пьеру: достаточно было ему вспомнить Наташу, как страшные вопросы: «Зачем? Для какой цели? К чему?»- заменялись какими-то другими вопросами.

И вот Наташа в финале. Она вышла замуж за Пьера. Она в новой роли-жены и матери. Ей двадцать восемь лет. Она — мать четырех детей. Все хорошо, что хорошо кончается. Наташа обрела полное счастье, смысл жизни тоже. И смыслом этим стала семья, то есть муж, и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать.

Но… Боже мой! Какие перемены в ней! «В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о своем туалете, она бросила пение. Растрепанная, в халате, Наташа до такой степени опустилась, что ее, костюмы, ее прическа, ее невпопад сказанные слова стали обычным предметом шуток всех ее близких». И такую Наташу Л.Толстой предлагает нам как истину книги в завершение своего четырехтомного повествования.

— Могу ли и я вслед Л.Толстому думать так же?
— Ни в коем случае. Я хотела бы пожелать Наташе семейного счастья. Но счастья не «сильной, красивой и плодовитой самки; а состоявшего в том, чтобы и, выйдя замуж, она следовала бы золотому правилу: не должна опускаться, не должна бросать свои таланты, заниматься своей внешностью, сохранить тот внутренний огонь ,в котором было столько очарования, чувственности, притягательности, страсти.

Темы: Толстой Л.Н. | комментария 2 »

комментария 2 на “Портрет самой счастливой женщины (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Сочинение – исследование)”

  1. Камила пишет:
    20 Май 2015 в 17:09

    Хорошо написали. Приятно знать что я не одна из современной молодежи (школьного возраста)люблю этот великолепный роман. Вы точно описали образ Наташи Ростовой. Действительно это немного наивная, светлая, веселая, полная жизни девушка. Я люблю её как и всех других положительных героев романа, но больше мне нравится княжна Марья и Соня. Роман очень интересен. . Он поражает своей глубиной. Добродетель , умение прощать, вера в Бога все это проходит красными нитями через сюжет романа. Толстой показывает насколько важно умение прощать , любить, творить добро . В общем те кому задали прочитать роман не пугайтесь его объема . Попытайтесь понять то, что хотел донести до читателей автор. Попытайтесь представить себе ту эпоху 19 века когда все было совсем по-другому нежели сейчас(понятия нравственности, чести , долга). Попытайтесь представить себе обстоятельства героев и их характер, поведение. Включите свои умственные способности . Попытайтесь прочувствовать те чувства которые чувствуют герои на протяжении всего романа. Включите воображение. Тогда роман не покажется вам таким нудным и не интересным. Этот роман может помочь юным читателям в их взрослой жизни. Быть может это звучит как-то странно ведь 19 век уже давно прошел, мир другой люди другие вообще все по-другому , но человеческие ценности важны и сейчас. Роман учит юных читателей не быть слишком наивными(на примере Наиаши Ростовой), не быть гордыми(на примере Болконского(всё равно пришлось затоптать гордость и простить)), уметь прощать и забывать(на примере Болконского) , уметь в нравственно испорченном мире сохранять нравственную чистоту и преданность(на примере Элен автор показывает как не красиво предавать , на примере Наташи , Сони , Марьи показывает как красиво хранить нравственную чистоту) . Все эти способности, а именно умение прощать, проявлять доброту, заботу, умение смирится и затоптать гордость, а также преданность, не испорченность, искренность, честь важны и сегодня. Эти качества и способности могут помочь юным читателям стать хорошими, порядочными людьми дойстойными уважения. Когда я начала читать роман мне было 14 лет закончила я его в 15. Сейчас мне 16. Примерно пол года читала. Он оставил в моей душе глубокий след. Сначала мое любопытство вызвала мама . Любопытство подтолкнуло меня скачать фильм, после просмотра фильма решила прочесть и само произведение и не пожалела. В общем очень полезный увлекательный роман. Спасибо автору за такой шедевр. И к стати спасибо Раисе Федоровне за хорошее описание Наташи. Помогла вспомнить это милое существо.

  2. Раиса Фёдоровна пишет:
    20 Май 2015 в 21:31

    Огромное спасибо за такой развёрнутый отзыв, Камила!

Отзывы

© mir-lit.ru. Копирование материалов сайта разрешено только при установке обратной прямой гиперссылки